18:35 / 03.06.2022
5950

Что необходимо знать о либерализации зернового рынка и росте цен на «социальный» хлеб?

«Либерализация зернового рынка – не сиюминутное решение и откладывать его дальше было нельзя». На основные вопросы отвечает эксперт-экономист Дарья Ильина.

Для чего нужна либерализация рынка зерна?

Давайте сначала разберемся, почему рынок зерна в Узбекистане жестко регулировался государством? После обретения независимости Узбекистан столкнулся с такой проблемой, когда основной его производимой культурой был хлопчатник, а продовольствие в основном завозилось из других стран бывшего Союза. Тогда было принято решение о необходимости развития собственного производства продовольственных культур и в том числе пшеницы. Механизм государственного заказа сформировался в середине 1990-х годов, когда основными производителями этих сельскохозяйственных продуктов стали кооперативы (ширкаты). Данный механизм позволял обеспечивать производство необходимых объемов продукции в условиях переходного периода: при нестабильности хозяйственных связей между сельскохозяйственными производителями и поставщиками ресурсов, недостатке оборотных средств и больших объемах задолженности у ширкатных хозяйств перед поставщиками ресурсов, их низкой рентабельности. Государственное регулирование выражалось посредством обязательных государственных закупок (планирование производства через государственный заказ) и закупочных цен (устанавливаемые правительством ежегодно фиксированные цены, по которым сельхозпроизводители были обязаны сдавать продукцию в счет государственного заказа). Вот таким образом, население страны (доходы которого также были значительно ниже в 90-х годах, чем в настоящее время) обеспечивалось хлебом по ценам, значительно ниже мировых.

Но у каждой меры всегда есть две стороны: отдавая приоритет поддержке населения и снабжению его необходимым продовольствием, государство обделяло сельхозпроизводителей, которые продавали свою продукцию по ценам, ниже рыночных. Здесь стоит отметить, что при этом государство обеспечивало их авансовыми платежами, на которые они могли приобрести необходимые ресурсы для производства (удобрения, ГСМ, семена и т.п.) опять-таки по государственным ценам, также предоставлялись субсидии для выращивания хлопка и зерна на низкоурожайных землях.

Однако, агропроизводство – это такой же бизнес, как и любой другой, и не стоит забывать, что сельхозпроизводители также имеют право получать максимальную прибыль от своей деятельности (например, выращивая другие более прибыльные сельхозкультуры вместо пшеницы).

Поэтому правительство, чтобы стимулировать сельхозпроизводство для дальнейшего развития, постепенно переходит к либерализации рынка зерна.

Почему либерализация происходит именно сейчас?

Вопрос о необходимости либерализации зернового рынка возник не сиюминутно и даже не в 2022 году. В Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020 — 2030 годы, выносимой на общественное обсуждение перед принятием и утвержденной еще в 2019 году, одной из задач, которые необходимо решить, определено «внедрение системы государственных интервенционных закупок в производстве зерновых колосовых, поэтапная отмена государственного регулирования цен на агропродовольственную продукцию, а также внедрение механизма закупки зерновых колосовых на основе квоты по рыночным ценам».

С 15 октября 2019 года в Узбекистане было прекращено государственное регулирование цен на муку, которое продолжалось с 1994 года. Тогда цена на буханку хлеба выросла с 1100 до 1400-1500 сумов. Для поддержки малоимущих слоев населения сумма компенсационных выплат на покрытие их расходов на покупку муки и формового хлеба была повышена более чем в 2 раза с 22,3 тыс. сумов до 50 тыс. сумов в месяц.

В 2020 году правительство планировало активно продолжить либерализацию зернового рынка. Так, согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 06 марта 2020 года №4634 «О мерах по широкому внедрению рыночных принципов в производство, закупку и реализацию зерна», установлено, что начиная с урожая 2020 года поэтапно отменяется практика производства зерновых колосовых на основе государственного заказа, а начиная с урожая 2021 года полностью отменяется практика установления государством закупочных цен на зерно и полностью отменяются государственные закупки, а зерно реализуется через биржевые торги либо на основе прямых договоров по свободным ценам.

Однако, случилась пандемия и эти планы пришлось отложить, так как во время локдауна не работали предприятия и население частично осталось без доходов, либо эти доходы были снижены.

Почему именно сейчас? Ни для никого не секрет какая обстановка сейчас в мире. Мировые цены на продовольствие бьют рекорды, но также дорожают и средства производства. Даже в развитых европейских странах ассоциации фермеров бьют тревогу, фермерам угрожает разорение. Поскольку в таком положении оставлять местных фермеров было бы просто бесчестно, правительство приняло решение повысить в этом году минимальную закупочную цену 1 тонны пшеницы с прошлогодних 1,55 млн сумов до 3 млн сумов за урожай этого года.

Нужно ли субсидирование цен на «социальный» хлеб и полностью ли прекращена господдержка?

Повышение минимальных закупочных цен на пшеницу безусловно привело к росту цен на формовой хлеб. С 1 июня 2022 года цена буханки выросла с 1600 сумов до 2800 сумов, что незамедлительно вызвало массу негативных отзывов в социальных сетях.

Субсидирование цен на социально значимую продукцию безусловно необходимо. Но… субсидирование прежде всего должно быть адресным! Раньше доступ к субсидиям на хлеб имели все, просто покупая его, независимо от уровня доходов. Это приводило к расходу бюджетных средств на поддержку тех слоев населения, которые в принципе в ней не нуждались. Не будем забывать, что не существует государственных денег, есть деньги налогоплательщиков, собираемые в государственную казну. Таким образом, все мы, возможно, поддерживали совсем не тех, кому это необходимо.

Адресность же субсидирования позволит наиболее эффективно выделить тех, кто действительно нуждается в поддержке, а сэкономленные средства направить на другие «болевые точки», на которые раньше денег всегда не хватало (для примера, это может быть оснащение больниц, образовательных учреждений, развитие отдаленных населенных пунктов).

Господдержка не прекращена. В конце мая 2022 года была выделена единовременная помощь для адаптации к «шоковым» изменениям. Получатели пенсий и пособий по возрасту, инвалидности, потере кормильца либо уходу за ребёнком-инвалидом получили по 300−400 тысяч сумов, дети из семей в реестре соцзащиты — по 200 тысяч сумов. Также нуждающимся семьям, включенным в «железную тетрадь» и не получившим денежные средства единовременной материальной помощи, выдадут по 20 килограммов муки.

В дальнейшем будет обеспечено регулярное предоставление муки на безвозмездной основе либо оказание материальной помощи в форме наличных денежных средств семьям, находящимся в тяжелом социальном положении. 

Кроме того, часть транспортных расходов на поставку муки и мукомольной продукции в отдаленные, труднодоступные и горные местности будет покрываться за счет дополнительных источников местных бюджетов, что также является субсидией, хоть и не ощущается напрямую в кошельках у потребителей.

Что будет дальше с ценами на хлеб?

Цены на хлеб, кроме социальной буханки, на которую идет зерно из госзакупок, зависят от мировой конъюнктуры (для Узбекистана в основном – цен на казахстанскую пшеницу), также немаловажную роль играют торговые ограничения, которые вводят страны-торговые партнеры для защиты своего внутреннего рынка. Здесь главная задача государства – обеспечить внутренний рынок импортным зерном и мукой, чтобы не создавался дефицит, так как закупки пшеницы, в основном, в мировой практике осуществляются централизованно.

Однако, присутствует риск того, что недобросовестные производители поднимут цены, не из-за роста цен на импортную (казахстанскую) пшеницу, а так сказать, «под шумок». Дескать, цены на «буханку» выросли почему мы должны продавать по старой цене? Но этот эффект единовременный и недолговечный.

Цены на формовой хлеб или «буханку» в дальнейшем будут формироваться исходя из спроса и предложения на внутреннем рынке, т.е. в зависимости от объемов собственного производства и объемов импорта. Так что вполне возможно, что в дальнейшем цены могут также и снижаться, хотя мы к этому не привыкли в условиях регулируемой экономики. Но это довольно часто встречается на мировом рынке, хотя чтобы это ощутить в полной мере, нам еще предстоит обеспечить стабильность курса национальной валюты…

Top