Узбекистан | 15:50 / 09.01.2023
23455
6 минут чтения

Правительство изменилось, но новых лиц в нем нет. Что это значит?

В беседе с Kun.uz эксперт по вопросам образования, бывший председатель Центрального совета движения «Камолот» Баходир Ганиев ответил на вопросы, о проблеме с кадрами, об отсутствии новых лиц в правительстве, и почему несмотря на изменения в структуре в стране не формируется профессиональный управленческий класс.

По словам Баходира Ганиева, он ожидал кардинальных изменений в кадровой политике страны последние шесть лет.

«Я ожидал, что появится профессиональная кадровая служба, своевременно будет принят закон о государственных служащих, будет обновлена система государственных служащих, а одно или два учреждения, готовящих кадры для государственной службы, будут преобразованы в учреждения, работающие по международным стандартам. Потому что это очень важно.

У нас нет учебных заведений, готовящих кадры для государственного управления. Даже в высшем образовании до недавнего времени не было направлений государственного управления. Простой пример: в каждом университете развитых стран есть направления государственного управления. Также в этих вузах кадры готовятся по-особенному. Например, здравоохранение, экономика. Я имею в виду, что для того, чтобы было профессиональное госуправление, в первую очередь должны быть институты, которые готовят для него кадры», — сказал Ганиев.

По словам эксперта, кадры, назначенные в министерства при последних изменениях в правительстве, не оказались новыми.

«Нового состава в нем (в правительстве – ред.) нет. Говоря простым языком, здесь сыграли в шашки. Если были бы изменения, то был бы и новый состав, новые лица из этих отраслей. Среди новых лиц в этом составе мы видим министра дошкольного и школьного образования Хилолу Умарову, но она тоже часть государственной системы: руководила Агентством по развитию президентских творческих и специализированных школ. В общем, человек «из образования». Но все остальные лица — те же что и раньше.

У меня складывается впечатление, что глава государства либо не доверяет своей кадровой службе, либо эта служба вообще не выполняет задачу по поиску кадров. Сейчас назначают тех, кого глава государства лично видел в работе и уверен, что тот справится.

Эти задачи не решаются путем некоего серьезного отбора. Да, у этой службы есть и другие обязанности, но она совершенно не выполняет их в части, касающейся подготовки руководящих кадров и их обеспечением. Ведь новых лиц среди назначаемых нет.

Сегодня эта ситуация вынуждает главу государства перемещать определенные кадры с места на место. Если мы не откажемся от этой системы, изменений не будет», - говорит Баходир Ганиев.

Эксперт также отметил, что изменения в правительстве не должны быть форсированными, в их основе должна быть четкая и многолетняя стратегия.

«В своем предыдущем интервью я выразил надежду, что правительство не будет обновлено путем перестановки четырех руководителей тем или иным образом. Это нужно было делать после серьезного рассмотрения вопроса, анализа функциональных задач каждого министерства в течение полугода-года, а затем определения стратегии. Потому что нам заявлено, что оптимизация — это снижение на тридцать процентов, но это тоже неправильно. Например, в каком-то министерстве не надо сокращать даже на 1, а в каком-то министерстве следует убрать все 50%.

Повальное сокращение министерств — наследие плановой экономики, оставшееся от Советского Союза. Сокращение или расширение должно быть основано на анализе.

Стратегия должна разрабатываться только исходя из ответов на вопросы: где мы будем в этой сфере через пять-десять лет, и если будет найден ответ на этот вопрос, сколько для этого нужно ресурсов или какие нужны изменения в законодательстве.

В частности, в образовании нет годовых планов. Здесь план составляется на 15-20 лет. Какими мы должны стать через 20 лет? На этом основывается реформа образования.

Например, государство должно заявить: нашим основным драйвером в ближайшие двадцать лет будет робототехника. Мы будем поставлять только роботов. В этом случае и учебные планы принимаются соответственные.

К этому надо подводить и экономику. Если мы через двадцать лет собираемся стать аграрной страной, то нам нужно разрабатывать другую стратегию.

А если будет стратегия на то, что мы через двадцать лет войдем в состав какой-то страны и не будем независимыми, то и образование будет направлено на политику оболванивания людей.

Я привожу такие примеры потому, что стратегия образования неразрывно связана со стратегией государства. Сначала разрабатывается государственная стратегия, а затем, соответственно, разрабатывается стратегия образования. И исходя из этого решаются вопросы о выделении средств, наличии министерства или его упразднения.

К сожалению, менее чем через неделю после объявления административной реформы министерства были объединены, а министры утверждены. В моем понимании, мы снова торопимся. Мы опять работаем, чтобы отрапортовать. Если так будет, то ничего не изменится.

Кроме того, сейчас высокие назначения получили и те, кто на прежнем месте не проводил никаких реформ и ничего не сделал для своей сферы (хотя есть и те, кто сделал) и от них не стоит ожидать результата в новых министерствах», - сказал Баходир Ганиев.

Полностью интервью можно посмотреть по этой ссылке.

Новости по теме