Мир | 20:17 / 30.01.2023
7598
9 минут чтения

Художники судятся с создателями нейронных сетей

На момент, когда вы читаете эти строки, нейропроектов уже 823, через час будет 824…

Авторская колонка Саши Иванюженко, журналиста, автора канала Insider_uz.

Трое художников – Сара Андерсен, Келли Маккернан и Карла Ортиз – объединились с юристом и типографом Мэтью Баттериком и юридической компанией Joseph Saveri Law Firm и подали судебный иск против создателей нейронных сетей Midjourney и Stable Diffusion. Об этом пишет The Verge.

Немного предыстории. Чуть больше года назад разработчики нейронных сетей начали один за другим представлять своих монстро-деток: программы и приложения, рисующие в реальном времени иллюстрации, которые с каждым днем все больше и больше становились похожи на идеально прорисованные арты. На момент, когда вы читаете эти строки нейропроектов уже 823, через час будет 824…

Искусственный интеллект не просто генерировал новые изображения на основе старых, не просто отфильтровывал изображения на основе экшен-алгоритмов, но рисовал свое и быстро обучался, выдавая лучшие цветовые и пространственные решения, чем люди.

Midjorney сгенерировала образ хокима города Ташкента

К началу 2023 года стало ясно, что возможности ИИ могут ограничить только люди, а сам он легко и просто каждый час преодолевает очередное “невозможно”.

На самом крутом портале для иллюстраторов ArtStation началась забастовка – художники требовали от ресурса удалить работы, созданные с помощью ИИ. И Эндрю Менживар, старший концепт-художник Blizzard, произнес сакральную фразу: "Изображениям, созданным ИИ, не место на ресурсе, предназначенном для размещения портфолио произведений искусства, созданных людьми”.

Прочувствовали всю трагедию? Восстание машин – начало, и этому явлению уже приходится сопротивляться.

Этот баттл пользователи уже сравнили с луддитами, промышленной революцией середины 19 века, когда ремесленники выступили против автоматизации процессов, лишивших их заработка. Тот протест был обречен на провал, потому что конкуренция между промышленными магнатами не позволила оставить даже маленькое пространство для ручного труда.

Насколько обречен этот протест?

На чем основаны аргументы художников, требующих от разработчиков ответа: с какой стати они своровали терабайты изображений, защищенных авторскими правами, и обучили на них свою шайтан-машинку?

WsdTD: еще можно было бы говорить о свободе информации если бы они публиковали свои результаты в свободном доступе как StableDiffusion, но Midjourney и Dall-E вообще закрытые и платные, так что по всем признакам это воровство интеллектуальной собственности, осуществленное в коммерческих интересах.

За нейросети: любой художник может рисовать свои произведения, подражая другим художникам, в стиле, в цветовых решениях, в приемах. Используя чужие изображения, как референсы, используя мануалы, которые продают сами же художники, раскрывая свои секреты. И это не будет считаться воровством. А ИИ что – рыжий?

Против нейросетей: у каждого произведения есть автор. И именно автор несет ответственность за изображение. Пользоваться ИИ может каждый, и создавать изображения тоже, в разных узнаваемых стилях. И ни одному художнику не хотелось бы, чтобы в сомнительных проектах (порнография, педофилия, наркотики) фигурировал его стиль, который можно спутать с авторским. И обязательно спутают. А значит, нужна какая-то оговорка, что это произведение создано с помощью ИИ.

350 ТБ авторских картинок, на которых обучался StableDiffusion являются базой для нейросети. В американском законодательстве есть понятие fair use, “добросовестное использование”: использовать можно если продукт не уменьшает ценности оригинала и не вступает с ним в прямую конкуренцию. Например, тумбиналы обложек журналов для каталогов. В случае же с ИИ скорее всего, это будет прямая конкуренция с оригиналами.

Какой трэш…

Можно делать арты, за короткое время, которые не будут отличимы от оригиналов. Чтобы вы поняли всю глубину трагедии, посмотрите на арт Карлы Ортис.

Для создания такого арта нужны годы прокачки. Несколько дней сложной работы, минимум две сотни слоев, от скетча до рендеринга. Три тысячи долларов минимум на компьютер, который тянет все это добро (современный фотошоп очень сильно тяжел и прожорлив) и штука-полторы на нормальный планшет. (Цены от 2022 года, учитывая проблемы на Тайване и бум майнинга). Но самое главное – это идея, которая рождается в голове и цены не имеет.

И тут появляется какой-нибудь овощ, типа моей студии (шутка), просто составляет ТЗ для искусственного интеллекта и, прости, Карла, мы больше не завидуем твоему таланту.

Теперь мы можем конкурировать с Карлой, не имея на это никаких оснований, без этого инструмента конкурировать не способных. Э-ге-гей!

Как мне кажется, если программисты будут просто использовать в своей работе AI-Assisted Development, создавать или чистить с его помощью коды и просто искать лучшие решения, (все равно, чтобы пользоваться ИИ в программировании нужен какой-никакой навык и знания), то в случае с иллюстрациями я, вы и кто угодно смогут создать себе дизайн чего угодно, нажав пару кнопок. А также разработать концепт для игрушки, обложки для сайтов и многое другое. Ну а самое неприятное, наводнит рынок дешевыми предложениями от «мамкиных дизайнеров», и обрушит всю еле устоявшуюся систему оплаты творческого труда.

Есть ли повод для оптимизма?

Мы не остановим искусственный интеллект. Его можно запретить, допустим, какими-то национальными законодательствами, но это значит, отстать от цивилизации уже не на годы, а на десятки лет.

С ним придется не просто жить, но и дружить, всем, кто работает в индустрии дизайна, иллюстраций, развлечений, контента. Конечно, должны будут появиться некие правила игры, маркировки, что продукт создан с помощью ИИ, не с нуля, не живыми руками и головой, но в конечном итоге, среднему пользователю серьезно фиолетово, кто нарисовал картинку: автомат для газировки или Макото Синкай.

С арт-художниками останутся ценители. Их работы, авторство и подлинность которых можно легко доказать, имея на руках исходник от скетча, будут цениться гораздо выше, чем вся мусорка изображений, в которую ИИ скоро превратит интернет. В конце концов, фотография не съела живопись, фотошоп не убил «традишку», и ИИ не уничтожит иллюстраторов.

С искусственным интеллектом просто будет легче работать, легче рендерить и понимать отношения в картинке. Цвет, свет, композиция, планы, – это он умеет. Немного слабоват в эмоции и не всегда выдает задуманное, но цифровая иллюстрация больше не будет чересчур долгим процессом.

В общем… все дизайнеры мира прикалывались, что в фотошопе не хватает кнопки “Сделать зашибись”. Вот она. Только никто не рад :)

Новость к этому часу:

Член Палаты представителей США Джейк Окинклосс стал первым конгрессменом, произнёсшим речь, которую написала нейросеть. Текст из 100 слов написал алгоритм ChatGPT. По словам политика, нейросеть сгенерировала достойный вариант речи только после четырёх или пяти уточнений.

Итоговый запрос к нейросети выглядел так: «Вы Джейк Окинклосс, член Конгресса. Напишите 100 слов, чтобы произнести их в зале Палаты представителей. Тема: важность Закона о Центре искусственного интеллекта США и Израиля. Цель: объяснить аудитории важность международного сотрудничества в исследованиях ИИ. Стиль письма: формальная речь». Также политик добавил к запросу ссылку на текст законопроекта.