Эксперты ИПМИ оценили, как «цветные» революции и госперевороты влияют на экономику
Специалисты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проанализировали изменения экономической ситуации в странах, где произошли различные «цветные» революции и государственные перевороты.
Согласно их данным, на основе анализа были получены следующие результаты:
- революции и силовые смены власти приводят к значительному экономическому замедлению (сокращение ВВП на душу населения до 11%);
- наибольшему эффекту снижения подвержены такие экономические показатели как темпы прироста ВВП и ВВП на душу населения;
- неустойчивая внутренняя ситуация приводит к уменьшению притока прямых иностранных инвестиции, а также внутреннему инвестиционному потенциалу страны;
- частым явлением в государственной политики в постреволюционный период является сокращение расходов из бюджета, в частности на социальную политику.
Эксперты также рассказали об экономических последствиях «цветных» революций.
Наибольшему отрицательному влиянию подверглась экономика Украины. Произошедший на ее территории в 2014 году «Евромайдан» в последствии привел к тому, что все рассматриваемые показатели (за исключением доли расходов правительства от ВВП) как в среднесрочный период (2014-2015 годы), так и в долгосрочный (2014-2020 годы) период показали, как небольшое, так и значительное ухудшение: от 4,9 п.п. до 35,1 п.п.
Наименьшему краткосрочному воздействию подверглась экономика Грузии: увеличились потребительская инфляция и инфляция дефлятора ВВП (рост на 3,2 п.п. и 3,3 п.п. соответственно). При этом долгосрочный эффект оказался значительно больше и привел к ухудшению внутренних инвестиционных возможностей и снижению темпо прироста ВВП на душу населения.
Экономика Молдовы сумела сгладить некоторое воздействие революции в долгосрочном периоде по сравнению со среднесрочным. Так, если в среднесрочном периоде наблюдался рост инфляции по дефлятору ВВП, то в долгосрочном периоде данный показатель показал значения уже ниже чем до революции.
Армения та страна, в которой «цветная» революция произошла значительно позже остальных стран (2018 год). В связи с этим оценить ее долгосрочное воздействие еще только предстоит.
Однако за последние три года в экономике страны произошли уже такие изменения как замедление темпов прироста ВВП (-2,2 п.п.) и прироста ВВП на душу населения (-2,1 п.п.), снизились доля чистого притока ПИИ от ВВП (-2,4 п.п.) и внутренний инвестиционный потенциал (уменьшение доли валового накопления капитала от ВВП на 5,1 п.п. и доли валовых сбережений от ВВП на 1,7 п.п.), а также сократилась доля расходов правительства от ВВП на 1,5 п.п.
Экономические последствия Арабской весны
Во всех странах наблюдается сильный рост инфляции как в среднесрочном (2011-2015 годы), так и долгосрочном (2011-2020 годы) периоде по отношению к среднему значению за 2000-2010 годы. В частности, среднее значение инфляции по потребительским ценам увеличилась от 0,3 п.п. до 15,9 п.п., а инфляция по дефлятору ВВП выросла от 0,6 п.п. до 21,4 п.п.
Во всех странах темпы прироста ВВП снизились по сравнению с до революционным периодом (см. диаграмму 1). В некоторых странах данный показатель даже достиг отрицательного значения. При этом наименьшее снижение темпов прироста ВВП в среднесрочный период составило 0,5 п.п., а в долгосрочный – 1,4 п.п. Наибольшее снижение в среднесрочный период равнялось 17,4 п.п., а в долгосрочный – 11,9 п.п.
Темпы прироста ВВП на душу населения также подверглись негативным изменениям и сократились от 0,8 п.п. до 11,7 п.п. в среднесрочный период и от 1,6 п.п. до 9,8 п.п. в долгосрочный период.
Потоки прямых иностранных инвестиций в регион начали снижаться еще в кризис в 2008-2009 годах. Арабская весна оказала на них еще большее отрицательное воздействие. Средняя доля ПИИ от ВВП за 2011-2015 годы по отношению к 2000-2010 годам уменьшилась от 0,8 п.п. до 4,9 п.п., а за 2011-2020 годы от 0,2 п.п. до 5,5 п.п.
Снижению подвергся также внутренний инвестиционный потенциал стран региона. Об этом говорит снижение доли от ВВП таких показателей как валовое накопление капитала и валовые сбережения. Наименьшее снижение доли валового накопления капитала в среднесрочный и в долгосрочный периоды отмечалось на уровне 0,1 п.п. и 1,1 п.п. соответственно, а наибольшее снижение – на 3,9 п.п. и 3,5 п.п. соответственно.
Валовые сбережения, в свою очередь, в 2011-2015 годах и в 2011-2020 годах имели наименьшее понижение на 4,3 п.п. и 3,9 п.п. соответственно, а наибольшее на уровне 8,6 п.п. и 12,1 п.п. соответственно.
Государственная политика претерпела изменения в сторону увеличения долга центрального правительства и сокращения государственных расходов, а значит сокращения финансирования на социальные вопросы.
Дополнительный опыт таких стран как Центральная Африканская Республика (ЦАР), Мали и Гондурас (см. таблицу 3 приложения) отображает закономерность того, что революции и силовые смены власти приводят к значительному экономическому замедлению.
Особенно сильно это отображается по снижению темпов прироста ВВП и ВВП на душу населения вплоть до почти 14 п.п. Также снижаются как внешние инвестиции, в связи с неустойчивой внутренней ситуацией, так и внутренний инвестиционный потенциал.
Очень часто государственная политика правительства начинает сокращать свои расходы из бюджета, что приводит к возможному уменьшению выплат на пенсии, пособия, заработную плату и прочие субсидии.
Новости по теме
13:27 / 19.12.2024
Рынок недвижимости в Узбекистане вырос по итогам ноября
16:51 / 17.12.2024
В Узбекистане предложили создать отдельный орган по вопросам ночной экономики
16:01 / 13.12.2024
Министр энергетики Узбекистана подал жалобу на экономиста Отабека Бакирова
10:26 / 02.12.2024