Как изменилась сфера услуг? - разговор с экономистом об использованных и упущенных возможностях
Согласно анализу Института прогнозирования и макроэкономических исследований, сфера услуг в 2017-2022 годах выросла в 1,9 раза. О факторах, способствовавших росту и причинах отставания, рассказала в интервью Kun.uz специалист института Дильфуза Вахобова.
По итогам 2022 года доля сферы услуг в валовом внутреннем продукте Узбекистана составила 41,5 %. С 2017 по 2022 год сфера услуг выросла в 1,9 раза. По словам руководителя группы института Дильфузы Вахобовой, основанием для этого стали совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры, увеличение видов госуслуг, упрощение регистрации бизнеса, принятие программы развития сферы услуг.
По прогнозам развития услуг в 2022-2023 годах рост сферы должен составить 2,2 раза. Отдельные виды услуг развивались пропорционально параметрам прогноза. Примером этого являются финансовые услуги.
Рост сектора оказался ниже прогнозируемого из-за неполного использования возможностей. Кроме того, важно учитывать, что прогнозы делаются по оптимистичному сценарию. Эксперты института проанализировали, какие возможности существуют для развития сферы услуг.
«Рост образовательных услуг оказался на 50% меньше ожидаемого. На долю высшего образования приходится 54% сферы услуг. Это очень большая доля, а это значит, что большая часть упущенных возможностей именно в сфере высшего образования. За исторически короткий промежуток времени в высшей школе, как и на других ступенях образования, были сделано многое. Если в 2018 году был только один частный вуз, то за прошедший период было открыто множество частных вузов. В Узбекистане появились зарубежные вузы, их количество достигло 30, а в 2017 году их было всего 7. По показателям Всемирного банка между студентами из Узбекистана, обучающимися за рубежом и иностранными студентами, обучающимися в нашей стране, существует 14-кратная разница. И не в нашу пользу. У населения большой спрос на услуги высшего образования, но нам предстоит многое сделать в плане качества», — говорит Дильфуза Вахобова.
Развитие услуг в системе здравоохранения также рассматривается через призму упущенных возможностей. Услуги в этой сфере, как и образовательные услуги, выросли на 40% меньше, чем ожидалось. Аналитики отмечают, что услуги в сфере образования и здравоохранения не развиваются ожидаемым образом, что можно объяснить тем, что они также предоставляются государством.
«Рост туристских услуг оказался на 30% меньше прогнозируемого. У нас много упущенных возможностей. Например, в индексе «Глобального мусульманского туризма» Узбекистан с 62 баллами занимает 9-е место. Мы можем подняться выше. У нас есть возможности для развития паломнического туризма».
Дильфуза Вахобова сообщила, что существует ряд возможностей для развития услуг в сфере халяль-туризма. Например, в отелях отдельные здания или этажи могут быть зарезервированы под халяль-туризм. Клиентами услуг халяльного туризма в большей степени являются путешествующие семьями, поэтому необходимо увеличивать долю семейных отелей. Условия в аэропортах и в местах поклонения также должны быть улучшены.
Сейчас есть большие возможности для развития сферы услуг. Финансовые, образовательные, информационные и коммуникационные услуги выросли за время пандемии, в то время как в других секторах услуг наблюдался спад. За счет роста данных видов услуг в 2020 году был обеспечен 2-процентный рост сферы услуг в целом.
Беседовала Мадина Очилова,
оператор Мирвохид Миррахимов,
монтаж Гиёс Сафаров,
пер. В.Султанов.
Новости по теме
17:43 / 31.10.2024
Денежные переводы в Узбекистан увеличились почти на 35%
12:10 / 29.10.2024
СМИ: Аргентина прекратила печатать свои деньги ради экономии
20:24 / 24.10.2024
Узбекистан получил статус государства-партнера БРИКС
12:06 / 18.10.2024