Узбекистан | 19:49 / 16.02.2023
15503
7 минут чтения

В 2023 году в Ташкенте ожидается дефицит электроэнергии и летний энергокризис. Что планирует делать хокимият?

В настоящее время в столице 746,6 тыс. потребителей электроэнергии, из них 711,5 тыс. – жители, а 35,1 тыс. – оптовые потребители. В 2022 для города было произведено 7,6 млрд кВт/ч при дефиците 80 млн кВт/ч.

Фото: Kun.uz / Мухаммаджон Ганиев

Как сообщил начальник отдела управления экономики хокимията Ташкента Мурод Туйчиев, по прогнозу в 2023 году потребность города составит 8,1 млрд кВт/ч, ожидаемый дефицит – 240 млн кВт/ч.

По его данным, в 2023 году планируется реализовать крупные проекты общей мощностью более 250 МВт, благодаря чему соответствующие предприятия смогут производить дополнительно 350 млн кВт/ч электроэнергии в год. 

Какие проекты планируют реализовать власти? 

В частности, компания Emerge установит солнечную электростанцию мощностью 100 МВт стоимостью 100 млн долларов на 554,0 тыс.м² крыш семи крупных заводов, которая будет производить 175 миллионов кВт/ч электроэнергии в год. 

Кроме того, во время визита в Сингапур было подписано соглашение о строительстве фотоэлектрической электростанции мощностью 100 МВт стоимостью 100 млн долларов с Enercon Asia. Для реализации этого проекта солнечные панели будут установлены на 723,7 тыс. м² крыш 28 крупных предприятий Ташкента; производительность – 175 млн кВт/ч электроэнергии в год при годовой потребности в электроэнергии этих 28 предприятий 211 млн кВт/ч. 

Также солнечные панели мощностью 60 МВт будут установлены на крышах более 1 060 зданий предпринимателей среднего и малого бизнеса и 287 АЗС в Ташкенте общей стоимостью 720 млрд сумов (за счёт предпринимателей), они будут производить 105,1 млн кВт/ч электроэнергии в год. Дополнительно в 2023 году за счёт местного бюджета 300 млрд сумов будут направлены на установку солнечных панелей мощностью 25 МВт на социальных объектах. 

Стало также известно, что в Ташкентской области в июне 2023 года на площади 650 га для питания столицы начнется строительство солнечной станции мощностью 500 МВт с годовой производительностью 1,1 млрд кВт/ч; стоимость проекта – 500 млн долларов. Запуск первой очереди (100 МВт) запланирован на декабрь 2023 года, ввод полной мощности – в сентябре 2024 года. 

Более того, в хокимияте сообщили, что этим летом в столице ожидается энергокризис. 

Международный эксперт, руководитель ННО «Совет по экологическому строительству Узбекистана» Темур Ахмедов рассказал, как можно решить проблемы в сфере энергоснабжения. 

Во-первых, для быстрого решения проблем, связанных с энергетическим кризисом, целесообразно устанавливать крупные системы солнечных батарей на коммерческие, государственные объекты и крупные здания. 

Во-вторых, в среднем потери энергии в зданиях достигают 20%-30% по самым разным причинам, таким, как отверстия и щели, через которые уходит тёплый воздух, однослойные стёкла в окнах, незакрытые двери, не выключенные во внерабочее время приборы освещения, оргтехника, оборудование. 

В летнее время в те же щели и незакрытые двери-окна уходит охлаждённый воздух; нагрев зданий происходит также из-за отсутствия деревьев, дающих тень – большие деревья вырубили, а молодые, которые сажают в последнее время, не будут давать тени ещё много лет. Кроме того, летом температура воздуха в городе как минимум на 5 градусов будет выше из-за нагрева бетона и асфальта, что приводит к дополнительному включению кондиционеров. 

В некоторых странах на устранение потери тепла/холода через стены направлена программа по облицовке домов теплозащитными панелями. Элементарные мероприятия по устранению таких потерь могут спасти до 10% затрачиваемой электроэнергии, что в масштабах Ташкента гигантская величина. 

«Я всегда выступаю за системные комплексные мероприятия. Действовать – в генерации энергии или утеплении плитами домов – надо не разовыми инициативами, а планомерно и одновременно комплексно развивая генерацию энергии и энергоэффективность объектов. Если с помощью солнечной электрогенерации мы увеличим доступные мощности на 10 % и за счёт энергосбережения сохраним 10%, то в сумме мы получим 20% - это будет отличный буфер на случай возможных кризисов. 

Сейчас много новостроек не заселены или находятся в процессе строительства. Когда в них жильцы въедут, откроются магазины и рестораны, и в офисах начнут работать люди, произойдет локальный рост потребления. Было бы целесообразно заранее провести предлагаемые мероприятия: оснастить новые здания солнечными батареями (для сокращения нагрузки на сеть) и увеличить их энергоэффективность, сократив потери», – сказал эксперт. 

Темур Ахмедов подчеркнул, что для того чтобы сотни тысяч маленьких солнечных систем беспроблемно отправляли электричество в сеть, она должна «поумнеть». 

«Умная сеть» (smart grid) оперирует большими данными (big data) с высокой степенью автоматизации – объективной информацией в режиме реального времени, работа которой организуется и поддерживается квалифицированными специалистами. Без эффективного управления, которое усложнится в тысячи раз, невозможно корректное функционирование системы. Если ориентироваться на снижение пиковой потребности (peak demand), то с помощью больших установок (0.5 МВт - 20 МВт) можно понизить этот пик на 20-30 %. В масштабе страны – это будет 2-3 гигаватта и этого достаточно, чтобы создать буфер против летних и зимних пиков в потреблении. 

«Не нужно сейчас стремиться возвращать излишки в сеть. Сети нужно помочь, сняв с неё нагрузку, которую бесконтрольно на нее посадили. И тогда операторы системы смогут регулировать генерацию энергии на своих электростанциях. Им легче добавлять или убавлять мощности в мегаватты, когда у них есть запас, легче управлять своими большими электростанциями, нежели сотнями тысяч малых станций», – отметил он. 

По его мнению, государство может стратегически использовать свои ресурсы для стимуляции рынка и частных инвестиций, и не должно само устанавливать системы. Например, государство может покрыть 20-30% стоимости систем по факту их подключения и подтверждения, что потребление данного бизнеса упало на ожидаемый процент. Стимуляция должна быть связана с реальными данными потребления, а не с показателями мощности системы. 

«Часть систем установлена, но не подключена, — это уже случившиеся факты, и люди в индустрии их подтверждают. А преференции по тарифам нужны для больших коммерческих станций (0.5 - 20 МВт)», – заключил специалист.

Новости по теме