Разномастные сертификаты, платные памятные знаки и деньги учителей, улетающие в никуда. Где корень проблемы?
При аттестации педагогов учитывается их участие в образовательных семинарах. Это льет воду на мельницу «бизнеса сертификатов» негосударственных учебных центров: увеличивается число учителей, которые платят им ради аттестаций и надбавок. А некоторые педагоги считают это стимулом для своей работы.
В июне 2022 года Министерство дошкольного и школьного образования выступило с предупреждение о том, что министерство не оказывает платных услуг и не сотрудничает с журналом «Махоратли педагог».
«В последние дни некоторые Telegram-каналы, в том числе канал и журнал «Махоратли педагог», продвигают услуги по публикации статей на платной основе и участию в платных семинарах, заявляя о якобы имеющем место сотрудничестве с министерством.
Утверждается, что сертификаты помогут пройти очередную аттестацию, получить категорию и надбавку.
В связи с этим Министерство народного образования сообщает, что не имеет никакого отношения к телеграм-каналу и журналу «Махоратли педагог», сертификаты, выдаваемые через этот канал, не дают права ни на какие привилегии, а Министерство народного образования не предоставляет таких платных услуг педагогам», — говорилось в предупреждении министерства.
Однако, несмотря на предупреждения, случаев онлайн-участия, покупки сертификатов и памятных знаков, публикации статей в журналах, организованных негосударственными образовательными центрами под видом «международного форума», «международного семинара», не стало меньше. Наоборот, «бизнес» негосударственных образовательных центров в этом плане процветает.
Почему педагоги отдают свои кровные деньги таким центрам? Какой в этом интерес?
Независимый исследователь, педагог Икболжон Камолов пишет о деятельности таких центров:
«Общество должно бороться с такими «хищными» журналами и начать это должны сами исследователи. Этому же должен служить закон.
Федеральная торговая комиссия США подала в суд на такое «хищное» издание в Индии и обязала его выплатить штраф в размере 50 миллионов долларов США. В целом «хищные» журналы и их партнеры зарабатывают 393 миллиона долларов США в год. И нет сомнения, что ущерба экономике и науке от этого гораздо больше.
На самом деле негосударственных образовательных или научных организаций должно быть много и хороших. Но действовать против совести, допускать академическую нечестность — не что иное, как предательство науки».
Гульчехра Ашурова, заместитель директора по духовно-просветительской работе термезской 13-й общеобразовательной школы, подчеркивает, что поощрение учителя должно быть честным:
«Знаки отличия, медали, государственные награды при назначении надбавки не учитываются. Она дается напрямую только при наличии категории, степени магистра, ученой степени. Так уж устроены люди, и для них естественно желание получать похвалы. Только этот стимул должен быть честным. Почему учителя не пишут статьи в поте лица? Где результаты этих научных работ? Кому от них польза? Разве не постыдно носить незаслуженный знак отличия? Кому нужен этот кусок железа без результатов и без привилегий?»
«Многие спрашивают, являются ли эти знаки официальными, имеют ли они отношение к надбавкам. На покупку этой медали они тратят миллионы сумов. Не лучше ли заказать такую за 50-60 тысяч? Или вам обязательно должны их вручить на сцене под аплодисменты?
Такие мероприятия проводились в нескольких областях, вручались «медали». Это просто никчемная железка, купленная за немалые деньги, откройте глаза, учителя», — пишет заместитель директора Республиканского центра образования Исроил Тиллабоев.
Среди педагогов есть и те, кто поддержал такие поощрения. В частности, учитель, не пожелавший назвать свое имя, рассказал о том, что отсутствие поощрений в работе побуждает педагогов покупать их для себя:
«Всего одно слово благодарности учителю — это уже стимул. Однако директор нашей школы и заместитель по воспитательной работе не знают, как мотивировать сотрудников, даже просто поблагодарив их. А что делать учителю, остается стремиться хоть к такой мотивации.
Что в этом плохого? Учителей никто не заставляет покупать эту медаль, они это делают по собственному желанию. Она даже немного подбадривает учителя. Бог с ней, с надбавкой, но к наставнику нужно немного уважения».
Такого рода уважение и поощрение, которое учителя покупают за деньги, признают даже хокимы.
Например, хокимият Гузарского района Кашкадарьинской области на своем канале сообщил, что Гавхар Рустамова, старший преподаватель 10-й общеобразовательной школы района со своей (!) научной статьей приняла участие в «Международном научном форуме», проходившем в Научном центре перспективных исследований в Ташкенте.
«На международном научном форуме, в котором удаленно участвовали научные центры таких стран, как Германия, Турция, Россия и Франция, научная статья Гавхар Рустамовой из Гузара получила высокую оценку, она была признана победителем в номинации «Лучшая научная статье» и награждена памятным знаком «Гордость науки», — говорится в сообщении хокимията.
Учитывая то, что Ташкентский городской научный центр перспективных исследований просит 50-150 тысяч сумов за участие в форуме и 200 тысяч сумов за памятный знак, возникают сомнения и в том, что научные статьи написали сами участники форума.
Или у Центра научных изданий «Research and publications» удостоверение и памятный знак также выдают не задаром: стоимость публикации статьи 180-240 тыс. сумов. Также есть «услуги» по написанию и переводу статей. Если вы заплатите за статью, написанную ими, то получите памятный знак.
Подобные негосударственные образовательные центры привлекают учителей обещаниями вроде «основание для начисления надбавки и прохождения аттестации». Действительны ли сертификаты и статьи, выданные этими центрами, или они не имеют никакого отношения к льготам, как утверждает Министерство дошкольного и школьного образования?
На самом деле существует «нить», связывающая эти учебные центры и учителей. Это аттестация педагогов.
Соответствующим постановлением Кабинета Министров от 17 сентября 2021 года утверждено Положение «О порядке аттестации педагогических кадров дошкольных, общеобразовательных, средних специальных, профессиональных и внешкольных образовательных организаций». Согласно критериям оценки педагогического мастерства педагогических кадров организаций общего среднего образования, приведенным в приложении к настоящему Положению, за участие в учебных семинарах или методических объединениях с методическими разработками, если оно является международным или республиканским, предусмотрено начисление до 3 баллов.
В некоторых школах за эти виды сертификатов или научных статей в аттестационных документах учителей начисляются баллы. Именно этот момент заставляет педагогов обращаться в негосударственные образовательные центры за сертификатами и знаками, даже если приходится платить 1 миллион.
Министерство дошкольного и школьного образования, другие ответственные организации должны разорвать эту «нить», связывающую педагогов и негосударственные образовательные центры. Потому что, во-первых, это побуждает учителей к несправедливому получению категории. Кроме того, это бьет по их кошельку. Следует уточнить понятие «образовательные семинары или методические объединения», из вышеуказанного Положения, и критерии его оценки, утвержденные постановлением правительства: будут ли учитываться здесь разнообразные сертификаты негосударственных образовательных центров, научные статьи, написанные не самим преподавателем и купленные памятные знаки?
Чарос Маннонова, журналист,
пер. В.Султанов.
Новости по теме
16:44 / 19.03.2024
В Ташкентской области ООО произвело цемента на 12 млрд сумов без гарантии качества и сертификата соответствия
10:41 / 25.12.2023
С 1 января вводится новый порядок присвоения квалификационной категории педагогическим кадрам
13:58 / 11.12.2023
Унифицирован порядок выдачи квалификационных сертификатов
10:45 / 06.12.2023