13:27 / 15.04.2023
7456

В Самарканде Лавров высказался об Украине, санкциях, талибах и визитах европейских чиновников в страны ЦА

14 апреля в Самарканде министр иностранных дел РФ Сергей Лавров ответил на вопросы СМИ.

Фото: Пресс-служба МИД РФ

Он заявил, что заседание СМИД СНГ прошло в «деловой и доверительной атмосфере, как и положено между друзьями», а в центре внимания была международная ситуация.

Вопрос: В рамках СМИД обсуждался ли вопрос о «газовом союзе» России, Казахстана и Узбекистана? На каком этапе находится обсуждение этого вопроса? Какие работы предстоит сделать? Какие выгоды получит каждая сторона?

Лавров: Этот вопрос не обсуждался. Он не имеет отношения к содружеству. Три страны (Россия, Узбекистан, Казахстан) активно, в том числе на уровне президентов, продвинулись в обсуждении этого масштабного проекта, который точно позволит укрепить энергетическую безопасность. Выгода будет для всех. Поскольку есть поставщики газа и те, кто в нём заинтересован. Когда стороны договариваются об условиях транзита, цены и всех всё устраивает, то выигрывают все.

Вопрос: Видит ли Россия прогресс со стороны правительства талибов в деле продвижения к международному признанию? Во время Ваших контактов в Самарканде отметили ли вы готовность представителей других стран двигаться к признанию нынешнего правительства Афганистана?

Лавров: У нас единая позиция со всеми участниками состоявшихся здесь встреч по Афганистану. Одна из них – это встреча стран-соседей Афганистана. Ей предшествовало заседание более узкого формата – «четвёрка» Россия-Пакистан-Китай-Иран. В качестве подготовки к широкому формату обсудили ряд вопросов, которые затем стояли на повестке дня встречи стран-соседей.

Во-первых, у нас практически все едины в необходимости поддерживать и развивать контакты с правительством талибов, которое, несмотря на ослабление его позиций по причине нарастания террористической угрозы, сохраняет властные полномочия и контроль над страной. Этот контроль серьёзно поколеблен из-за того, что террористы (не только ИГИЛ, но и другие организации) поднимают голову. Есть основания полагать, что к «поощрению» террористических действий прилагают руку некоторые наши западные «коллеги».

Во-вторых, талибы – это реальность. Но она не всеми в Афганистане воспринимается. Прежде всего, с точки зрения неинклюзивного состава правительства этой страны, в котором из политических сил представлена только одна – движение талибов. Талибы говорят, что у них правительство включает узбеков, таджиков, хазарейцев. Но представители этих этнических групп, входящих в правительство, в политическом смысле всё равно талибы.

Когда «Талибан» взял власть в Афганистане после «бегства» США и ведомой ими коалиции, он обязался расширять свою социальную базу, в том числе путём включения других политических сил в состав руководящих структур. Это было их добровольное обязательство, как и обещание искоренять терроризм, наркотрафик. На этом направлении кое-что делается. Но с точки зрения создания инклюзивного правительства (с учётом не только этнических, но и политических аспектов) ещё предстоит проделать большой путь.

Мы все в один голос призывали талибов решать эти вопросы, уже не первый год стоящие на повестке дня и которым уделяется внимание международного сообщества, в том числе в рамках ООН. Это будет важным шагом на пути к официальному признанию не только де-факто талибского руководства, но и де-юре нового правительства Афганистана. Для того чтобы эти вопросы решались быстрее, принципиально важно также решить проблему избирательных, образовательных прав женщин и девушек.

Вопрос: Ваш коллега, министр иностранных дел Турецкой Республики Чавушоглу, заявил, что Турция получила приглашения на четырёхстороннюю встречу на уровне министров иностранных дел России, Турции, Ирана и Сирии. Можно ли говорить, что был найден компромисс между турецким и сирийским руководством, особенно в том, что касается примирения?

Лавров: Важно руководствоваться пониманием, достигнутым между нашими лидерами. В наших общих интересах продвигать формат четырёхсторонних встреч, в том числе на уровне министров иностранных дел. Сейчас согласовываем дату, место, параметры дискуссии.

Наша позиция простая: предварительные условия едва ли уместны. Все участники этой группы (Сирия плюс «тройка» «Астанинского формата») многократно подтверждали уважение суверенитета и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, осуждали действия, поощряющие сепаратизм (всем понятно, о чём идёт речь), выступали за полноценное урегулирование с учётом интересов сирийского народа.

Это достаточные критерии, на основе которых нужно заводить предметный разговор, главной целью которого является примирение между Сирией и Турцией. Это стало бы важным сдвигом в ситуации в регионе, который мы всячески готовы продвигать и поощрять. Тот факт, что принципы территориальной целостности никем из «четвёрки» не оспариваются, создаёт хорошие условия для того, чтобы мы подняли этот диалог с экспертного уровня на уровень министров иностранных дел. Тем более что уже встречались министры обороны и представители специальных служб.

Вопрос: В ближайшие недели ожидается, что ЕС введёт одиннадцатый пакет санкций, направленный уже не просто против России, а против стран, участвующих в поставке в Российскую Федерацию санкционных товаров. Недавно спецпредставитель ЕС по санкциям посетил Кыргызстан. Ожидается, что посетит ещё две страны региона. Этот также вопрос обсуждался в ходе визита госсекретаря США Блинкена в Центральную Азию. Поднимался ли этот вопрос в ходе сегодняшних переговоров? Какой реакции ожидает Москва от партнёров в Центральной Азии, если пакет всё же затронет их экономики?

Лавров: Специально эту тему не обсуждали. Но в разговорах делились оценками событий, о которых вы частично упомянули. Наше общее мнение заключается в том, что «наглость» западных представителей (сюда помимо делегатов ЕС приезжают американцы, «отвечающие» за проблематику санкций) переходит все пределы. Она воспринимается как полное отсутствие уважения к самостоятельности и независимости стран, подвергающихся такого рода давлению и угрозам.

Готовятся дополнительные решения по развитию торгово-экономического сотрудничества между странами СНГ. Они будут вынесены на совет глав правительств 8 июня в Сочи. Среди них – договорённости о подписании соглашения о свободной торговле услугами. Это придаст важный импульс нашему взаимодействию в хозяйственной сфере. Среди решений будет ряд проектов, посвящённых повышению нашей общей технологической независимости от «беспредела», который творит Запад, подрывая все свои позиции. Страны мира понимают, насколько неадекватно и грубо злоупотребляет американское руководство и его сателлиты своим положением в мировой экономике, в том числе в сфере мировых финансов.

Президент Бразилии, находясь в Пекине, выступил на пресс-конференции с призывом уходить от доллара США и больше полагаться на собственные валюты в торговле друг с другом. Эта тенденция необратима. Американцы уже серьёзно «подрубили сук», на котором сидели, руководя международными финансами и в целом мировой экономикой, используя доминирующую роль доллара. От него сейчас начинается «бегство». Пока не очень быстрое, но будет ускоряться.

Всегда говорили: санкции – путь в никуда. Западные страны «кичились» своим положением и рекламировали его, призывали работать на основе принципов, которые они заложили в фундамент глобализации. Теперь хотят эти принципы грубо нарушать в угоду своим геополитическим играм и попыткам сохранить гегемонию любой ценой. Серьёзные страны и политики делают соответствующие выводы. И они – в пользу прекращения зависимости от Запада и разработки механизмов, которые позволят странам (нормальным, уважающим свою независимость и партнёров) развивать свою экономику и жить в соответствии с имеющимися у них интересами.

Вопрос: Вы только что охарактеризовали официальные визиты западных коллег в страны СНГ как наглость…

Лавров: Я не говорил, что визиты – это наглость. Наглость то, что они делают в ходе этих визитов, требуя подчиняться своей воле и грубо нарушая элементарное уважение к суверенитету и территориальной целостности.

Вопрос: Если они делают это в дипломатическом поле, то вы сами знаете, что иногда они действуют скрытными «подковерными» методами. 

Как вы оцениваете вероятность разжигания нового конфликта на границе России в странах СНГ для того, чтобы «оттянуть» военные ресурсы в другом направлении? Если вы считаете это вероятным, как Россия намерена на подобные методы отвечать?

Лавров: Видим такие попытки.

Были попытки втянуть грузинское руководство в создание «второго фронта». Нынешние грузинские руководители проявляют ответственный подход, опирающийся, прежде всего, на коренные национальные интересы своего народа. Они отказываются от такого рода «заходов».

Были сообщения о том, что и из Молдовы собираются сделать «второй», «третий», «полуторный» фронт. То как Запад относится к тому или иному руководству, было наглядно продемонстрировано, когда в Молдове шли протесты против прозападной линии президента и правительства, против игнорирования интересов развития экономики. Запад это осудил как чуть ли не попытку свергнуть законную власть. В то же самое время в Грузии были протесты против ясного и понятного законопроекта, в соответствии с которым, если ты получаешь деньги из-за границы и занимаешься общественно-политической деятельностью, пожалуйста, сообщи, откуда деньги. В случае с Грузией эти протесты были активнейшим образом поддержаны и протестующие всячески стимулировались к тому, чтобы совершить очередную «цветную революцию». Нам примерно понятно, какими методами действует Запад.

Польша сконцентрировала на границе с Беларусью серьезные военные контингенты, несколько десятков тысяч военнослужащих. Была такая информация, не знаю, насколько она верна, но совершенно точно, что там сконцентрированы существенные силы. Не будем забывать, что в свое время польское руководство предлагало использовать свою территорию для того, чтобы разместить там американское ядерное оружие.

Совокупность этих факторов, конечно, не дает никому расслабляться. Мы этого и не делаем. Все это видим и учитываем в нашем военно-политическом, дипломатическом планировании и в других отношениях.

Вопрос: Вчера в ООН призвали создать условия для проведения мирных переговоров по Украине. Какие на ваш взгляд должны быть эти условия для их начала?

Вы заявили о том, что необходимо создать «новый миропорядок». Что для этого нужно?

Лавров: Уверен, вы слышали не только то, что сейчас процитировали, но и заявления, неоднократно повторяемые руководством НАТО, США, Франции, Германии, Великобритании. Они говорят одно и то же: сейчас не время для переговоров. Украина «должна победить на поле боя», Россия «должна потерпеть стратегическое поражение на поле боя». И только после этого «созреют» условия для переговоров.

Будучи журналистом, вы наверняка знаете, что в сентябре 2022 года Зеленский подписал указ, запрещающий кому-либо из украинского правительства вести переговоры с руководством Российской Федерацией. Тот факт, что нас продолжают спрашивать, когда Россия будет готова к переговорам, не делает чести людям, поднимающим эти вопросы, особенно в СМИ.

Речь действительно идет не об Украине, а о новом миропорядке. В своей вступительной части я поделился анализом текущей ситуации. Генеральный секретарь НАТО Столтенберг неоднократно говорил, что победа России создаст экзистенциальную угрозу доминированию Запада. Премьер-министр Польши Моравецкий сказал вчера, что если Россия победит, это будет катастрофой для Запада на многие десятилетия.

Очевидно, что Запад думает о текущей ситуации. Украину используют как расходный материал. Цель Запада не допустить, чтобы хоть одно событие поставило под сомнение его притязания на доминирование в мировом порядке. Всё довольно просто. А сознание некоторых людей ограничивается возобновлением переговоров между Россией и Украиной.

Мы изначально провели такие переговоры в марте 2022 года Украина отступила, потому что американцы сказали им, мол, не время, продолжайте воевать. Они не собираются способствовать разрешению ситуации, потому что речь идет не о конфликте России и Украины. Это западная геополитическая борьба за доминирование для предотвращения создания многополярного полицентричного мирового порядка. У нас впереди много интересных изменений. Следите за развитием событий.

Top