Узбекистан | 20:16 / 15.06.2023
5118
6 минут чтения

Что нужно сделать, чтобы реформы не повернули вспять?

«Узбекистан никогда не вернется назад» - это часто повторяли чиновники в последние годы. Однако, судя по последним событиям и реакции на них, следует сказать, что без политического плюрализма невозврат обратно не может быть гарантирован. 

После смены власти в Узбекистане в 2016 году представители новой власти часто повторяют одну и ту же мысль. Президент Мирзиёев каждый раз, произнося важную речь, говорит: «Узбекистан никогда не повернет назад!», «Не вернется к прежнему управлению!» 

Определенная прослойка общества может воспринять это как простое политическое заявление, но на самом деле, когда политики много раз повторяют определенную позицию - значит, это не просто заявление, а целенаправленная, осознанная и чрезвычайно важная задача или цель. Позиция президента Мирзиёева о том, что «Узбекистан не вернется к жесткому авторитарному правлению», является очень важной политической и исторической задачей. 

Во-первых, этим заявлением критически оценивается правившая до 2016 года политическая система. Признаются ошибки и недостатки того времени. Правда, большая проблема в том, что это связывают с самой природой государства. 

Во-вторых, президент дает важный политический наказ государству, госучреждениям, чиновникам и в общем широкому политическому классу: «Как бы ни было трудно, Узбекистан не должен вернуться к диктатуре и жесткому авторитаризму! Иначе мы все проиграем!» 

До 2016 года Узбекистан демонстрировал беспрецедентную репрессивную государственность. Глобальная репутация Узбекистана среди стран мира была крайне неоднозначной. Нормальные отношения с соседними странами были полностью подорваны, не говоря уже о региональном лидерстве. 

Сегодня ситуация в Узбекистане вновь начала восприниматься общественностью как противоречивая – ситуация в глазах общественности становится негативной. Это видно из СМИ, отношения, комментариев в социальных сетях. 

На самом деле, в последние месяцы произошло много событий, которые вызвали тревогу у общественности. В начале года несколько журналистов и блогеров были допрошены и заключены под стражу. Общественность, особенно журналисты, выразили обеспокоенность судьбой свободы слова в Узбекистане.

Параллельно в Узбекистане возникла проблема с религиозным контентом. Многие молодые люди, которые по незнанию слушали религиозные песни, были приговорены к тюремному заключению. Общественность выразила обеспокоенность тем, что эти случаи, возможно, были основаны на незаконных, политических мотивах, как в прежние времена. 

Также значительно участились случаи, когда лиц, задержанных органами внутренних дел по подозрению, на допросах подвергали пыткам со смертельным исходом. В одном случае МВД признало пытки, в других случаях подозреваемый дал показания против самого себя. Но каждый раз, когда заявления МВД не удовлетворяли общественность, это усиливало недоверие общества к государственным институтам. 

Так почему же в Узбекистане государственные учреждения не могут работать прямо и грамотно? Согласно Конституции Узбекистана, наша страна является правовым, демократическим государством. И если бы парламент, партии, разного рода неправительственные организации, профсоюзы, гражданское общество, судебная система и многие другие государственные и негосударственные институты работали нормально, недоверие не возрастало бы так, как сегодня. 

Почему в одних странах государственные институты работают «как часы», а в других нет? Причина в том, что для функционирования государственных институтов, организованных в демократических целях, важным условием демократии является политический плюрализм и реальная политическая конкуренция. В противном случае государство останется централизованным и индивидуализированным. 

Согласно духу Конституции Узбекистана, все предусмотренные ею учреждения являются учреждениями с демократической философией, историей, основой и механизмом. Чтобы эти институты работали, государство и общество должны признать и принять политический плюрализм. 

Пока же реакция на критику остается на уровне советской культуры. В последнее время, когда поднимался вопрос о пытках, некоторые государственные институты не критиковали МВД. Причина в том, что очень сильна позиция «будем критиковать — пострадает репутация государства». На самом деле, наоборот. Внутри Узбекистана, когда одни институты государства критикуют другие, внешний мир воспринимает это как проявление настоящей демократии, политической свободы и нетерпимости к беззаконию. 

Слова президента о том, что «Узбекистан назад не вернется», будут иметь особое значение в ближайшие годы. Потому что, когда большинство государственных чиновников и институтов ориентируются на «стабильность» и отодвигают реформы на второй план, серьезно возрастает вероятность того, что государство столкнется с застоем и политическим упадком. А о том, какими могут быть последствия этого, Узбекистан очень хорошо знает из своей новейшей истории. 

Камолиддин Раббимов,
политолог

Новости по теме