19:48 / 29.07.2023
9065

Каковы социальные настроения в Узбекистане? В чем причины доверия и недоверия к государству?

Каждое общество имеет социальную психологию, определенное психологическое состояние. В частности, существуют взгляды общества, отражающие отношение к государству, властям и чиновникам. Доверие или недоверие общества к правительству определяется отношениями в прошлом.

Как сегодня узбекистанцы относятся к государству и правительству? Как оценить уровень этого доверия? К сожалению, у нас не проводятся социологические исследования, которые могли бы дать на этот счет четкий и достоверный ответ. Это большой недостаток для Узбекистана, в котором проживает 36 миллионов человек. Но отсутствие подобных исследований не снижает актуальности вопроса.

Почему важно отслеживать уровень доверия населения к государству в современном мире? Потому что с его помощью можно описать состояние общества и его потенциальное поведение. Он позволяет узнать, насколько естественна социальная стабильность, а также понять, насколько сильна или слаба легитимность государства.

До 2016 года государство и общество в Узбекистане находились на разных полюсах. Государство считало методом эффективного управления не прислушиваться к обществу, а подавлять его, запугивать. Власть освоила обогащение социального мышления новыми порциями страха как технологии управления. Уровень страха был больше, чем недовольство людей. Такой была формула стабильности.

В результате ментальность борьбы с государством глубоко укоренилась в обществе. В течение 1991-2016 годов в общественном мышлении Узбекистана сформировалось мнение о том, что «для того, чтобы была демократия, необходимо ослабить государство и разрушить его, только тогда появится возможность для реальных демократических реформ».

В формировании такого взгляда сыграли роль многие факторы. В частности, то, что информационная инициатива ушла из Узбекистана за границу, возможности общения с народом в рамках политической системы были крайне сужены, а самое главное — государство превратилось в очень закрытую и репрессивную корпорацию.

В 2016 году, после смены власти, вторая администрация очень критически отнеслась к предыдущей политической системе. Эти критические оценки были идентичными или очень близкими к скрытым, но глубоким взглядам общества. С 2016 года перед силовыми системами была поставлена ​​задача вырваться из репрессивной модели. В то же время эти структуры должны обеспечивать безопасность и стабильность в обществе.

В какой мере изменилось упомянутый выше тезис о том, что «для достижения демократии необходимо сменить нынешнюю власть», и если изменилось, то какая позиция сформировалась теперь?

Вторая администрация значительно приблизилась к тому, чтобы изменить эту точку зрения. Потому что ментальность общества на борьбу с государством ослабела и пережила нравственный кризис. Но в то же время из-за того, что государство не могло достаточно ускорить и углубить реформы, в обществе остается скептицизм. А в последние 2-3 года скептицизм не только не остается, но снова начал расширяться.

В результате психологический шаблон «чтобы добиться перемен, необходимо наказать государство и чиновников», постепенно вновь расширяется. При этом, с одной стороны, общество пытается «отомстить» первой администрации через вторую. С другой стороны, уровень недоверия растет из-за того, что действующая власть не смогла провести достаточно реформ и наладить эффективный диалог с народом.

Легитимность государств на международной арене является одним из вопросов, подлежащих отдельному изучению. Международная организация The Global Economy уже много лет изучает индекс легитимности мировых правительств. По этому показателю рейтинг определяется исходя из параметров того, насколько свободны граждане стран, насколько они могут высказывать свои возражения правительству и как хорошо власть способна выслушать народ. То, насколько институты, связывающие государство и народ, сильны или слабы, насколько серьезна борьба между ними, и определяет выводы индекса.

Согласно этому индексу, странами с самой высокой легитимностью правительства являются Япония, Швейцария, Норвегия, Нидерланды, Люксембург и другие. Страны с самой низкой легитимностью — Гвинея, Сирия, Северная Корея, Йемен и другие. Соседний Туркменистан находится на отрицательном 7-м месте, Таджикистан — на 18-м. Рейтинг Узбекистана также очень низок - 20 место, у Азербайджана - отрицательное 21 место.

Негативная позиция Узбекистана в этом рейтинге не может не беспокоить государство и общественность. Для повышения легитимности власти необходимо изучать подобные показатели, имеющие большое влияние во внешнем мире.

Камолиддин Раббимов,
политолог

Top