В Сенате обсудили вопросы, которые касаются миллионов узбекистанцев
4 августа в Ташкенте началось сорок третье пленарное заседание Сената Олий Мажлиса. В ходе заседания сенаторы обсудили одну из самых актуальных проблем – обеспечение водой. Глава Сената Танзила Нарбаева подчеркнула, что некоторые государственные организации несерьезно относятся к этому вопросу.
«Нужна водная политика, полностью мобилизующая возможности общества и государства, одинаково приемлемая, выгодная и ответственная для всех. В связи с этим совершенствование нормативно-правовой базы является первоочередной задачей. Проблема воды не может быть решена без широкого внедрения цифровых и научно обоснованных экономичных технологий.
Водосбережение должно стать неотъемлемой частью нашего нравственного воспитания. В первую очередь необходимо правильно формировать экологическую культуру нашего народа, особенно молодого поколения.
Однако, поскольку инициатива была выдвинута Сенатом, добиться ожидаемого результата будет сложно, если правительство, министерства, ведомства и научное сообщество не позаботятся друг о друге в этом вопросе», – сказала она.
На прошедшем пленарном заседании Сената председатель комитета по вопросам развития региона Приаралья и экологии Борий Алиханов остановился на проблемах, возникающих при бережном использовании общих водных ресурсов страны. Этот вопрос также обсуждался на недавнем заседании кенгаша Сената и было принято соответствующее постановление.
В соответствии с ним по инициативе Сената сформирована рабочая группа, состоящая из представителей Академии наук, министерств и ведомств, связанных с водным хозяйством, сельским хозяйством и другими сферами, а также широкой общественности для принятия мер по устранению проблем по данному вопросу.
Утвержден также разработанный рабочей группой комплексный план мероприятий по вопросам охраны, рационального и эффективного использования водных ресурсов, совершенствования механизмов управления водными ресурсами, что охватывает проблемы во всех сферах и отраслях и меры по их решению. Этот план предусматривал дальнейшее расширение применения водосберегающих технологий и отказ от традиционных методов орошения, ускорение научно-исследовательских работ в этой области, пересмотр и совершенствование законодательства и подзаконных актов в данном направлении.
Также затронуты такие вопросы, как усиление общественного контроля за использованием питьевой воды, повышение навыков рационального использования воды населением, выход на новый уровень работы по ее сохранению.
На пленарном заседании Сената заслушана информация руководителей ответственных министерств и ведомств о задачах, выполнение которых возложено на них по плану мероприятий. Комитеты Сената по вопросам развития региона Приаралья и экологии будут осуществлять постоянный мониторинг выполнения задач, указанных в плане мероприятий.
Кроме того, сенаторы обсудили закон «О безопасности гидротехнических сооружений». Отмечалось, что данный документ разработан в целях обеспечения сохранности в технически исправном состоянии имеющихся в стране объектов водного хозяйства, обеспечения их безопасности и надежного использования.
В настоящее время система водного хозяйства включает в себя всего 73 водохранилища и паводковых водохранилищ, 1 688 насосных станций, 49 ГЭС и другие объекты. Большинство водных объектов эксплуатируются свыше 40 лет. Это требует осуществления работы по их своевременному ремонту, восстановлению и реконструкции, а также оснащению современным оборудованием, обеспечения их сохранности в технически исправном состоянии, безопасной и надежной эксплуатации.
В связи с этим настоящим законом предусмотрены основные принципы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, основные направления государственной политики в этой области. Кроме того, отражаются также вопросы обмена информацией с иностранными государствами, международными организациями в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Законом также определяются права и обязанности эксплуатирующих организаций, обязанности организаций-заказчиков, проектных и подрядных организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Вместе с тем, включаются основные требования по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. В частности, запрещается одновременное (параллельное) проектирование и строительство, реконструкция гидротехнических сооружений. Ещё одной важной особенностью закона является то, что в качестве обязанности организации-заказчика указывается обязательство установления в тендерных или конкурсных документах требования к участникам о наличии практического опыта в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, строительного оборудования, лабораторий, машин и механизмов, а также квалифицированных специалистов. Закон одобрен сенаторами.
Сегодня, 5 августа, сенаторы также обсудили результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров, об очистке русел рек и укреплении их берегов, негативном воздействии добычи нерудных полезных ископаемых на окружающую среду, объекты водного и дорожного хозяйства.
Изучение проведенной Кабинетом Министров работы показало, что не обеспечено в достаточной мере выполнение ряда задач, определенных в постановлении Сената, а актуальные вопросы не нашли своего решения. В частности, не разработан порядок приема месторождения или участка от субъектов предпринимательства, осуществляющих добычу песка и гравия в руслах рек, по истечении срока действия лицензии или договора.
Учитывая, что добыча песка и гравия из рек оказывает негативное воздействие на грунтовые воды и экологию, не было внесено предложение об определении единого органа, распоряжающегося реками. Однозначного решения не принято по вопросу объявления моратория на добычу песка и гравия в промышленных масштабах на реках Чирчик, Зарафшан, Акдарья, Кашкадарья, Сангзар и Карадарья.
Не разработаны предложения по созданию на территориях специализированных промышленных зон по добыче нерудных полезных ископаемых, а также производству песка, расколотого камня для строительства.
Сенаторы отметили, что на территории национального природного парка Зарафшан, расположенного на берегу реки Зарафшан, деревья высыхают из-за падения уровня грунтовых вод на 3-4 метра, незаконная добыча песка и гравия на реках Акдарья и Карадарья оказывает негативное воздействие на окружающую среду, объекты водного и дорожного хозяйства, в настоящее время уровень воды в реках снизился на 5 метров, а опорные столбы мостов на автомагистралях, построенных над руслами рек, обнажены.
«Решение вопросов, затронутых в парламентском запросе, откладывать нельзя. Как можно понять, что проигнорирован вопрос об объявлении моратория на промышленную добычу песка и гравия из рек Чирчик, Заравшан, Акдарья, Кашкадарья, Санзар и Карадарья, находящихся в тяжелом положении? Вопрос о создании отдельных промышленных зон в других местах, в том числе в горных районах, остается открытым.
Все эти вопросы должны решаться не отдельным министерством или хокимиятом, а на более широком уровне. Как правило, парламентский запрос направляется для выяснения точки зрения государственного органа и его должностного лица по конкретной проблеме. Однако представленная информация не позволяет получить обоснованную, четкую точку зрения в этом направлении – отметила Танзила Нарбаева.
По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената.
Новости по теме
17:34
В Узбекистане усилят ответственность за нарушение строительных норм
15:12 / 18.12.2024
Сенат одобрил закон о госбюджете Узбекистана на 2025 год
19:33 / 06.12.2024
Центральноазиатские страны распределили воду для вегетационного периода
09:53 / 04.12.2024