«Уже 6 месяцев у них мои деньги». Когда вернутся миллионы, замороженные на картах Humans?
Клиенты оператора связи Humans, хранившие средства на его картах Visa, столкнулись с серьёзными трудностями. Множество обратившихся в Kun.uz жалуются, что их деньги заморожены уже несколько месяцев, обещанные сроки возврата истекли, но ничего не изменилось. Редакция попыталась разобраться в ситуации.
«6 месяцев не можем получить свои деньги»
За последние несколько дней в Kun.uz обратились десятки людей, недовольных работой компании Humans. Из-за спора между двумя компаниями страдают именно клиенты.
«Я — пострадавший клиент Humans. Мои 6 млн были заморожены 28 июня после расторжения контракта. Сказали, что вернут в течение 40 дней, но вот уже полгода кормят ложными обещаниями», — говорит Асаджон Холматов.
Другой обратившийся, Хуршидбек, рассказал, что ходил в офис Humans и написал заявление о возврате средств, но результата нет.
«Компания Humans заморозила мои 6 млн на карте и не возвращает. Почти год уже прошёл. Три месяца назад я оставил заявление на возврат. Бесполезно. Деньги всё равно не отдают. Сначала деньги лежали на Visa-карте, потом она перестала работать. Позвонил — сказали написать заявление, я написал. Уже 3 месяца — ни звонков, ни возврата», — говорит он.

Другой клиент также сообщил о подобных проблемах:
«На карте Humans Visa у меня было 3 млн 370 сумов. Средства перенесли на мой баланс. Сказали, что я могу тратить эти деньги только на свой тариф, но снять их нельзя. Позвонила в центр обслуживания (1234), там сказали приехать в Ташкент и подать заявление в отделение в Яккасарае.
16 июня я приехала в Ташкент и оставила заявление в филиале Humans. Они сказали, что рассмотрят за 10 дней и вернут деньги в течение 30 рабочих дней. Записали данные пластиковой карты и номера телефонов. 26 июля с моего счёта через Humans списали 3 млн 370 тысяч сумов, но деньги так и не вернули.

С того дня я постоянно звоню в центр обслуживания (1234). Они говорят только одно: “Подождите, опажон, ваши деньги отправлены в бухгалтерию, они рассматривают”, или “дело в процессе”. Уже 5 месяцев так. Не знаю, куда обращаться», — рассказала она.
В Kun.uz позвонил ещё один соотечественник, который сообщил, что его отец хранил на Visa-карте Humans более 21 млн сумов, но вернуть эти деньги он до сих пор не может. По его словам, заявление было подано, обещали вернуть средства в течение 1 месяца, однако прошли уже 3 месяца — безрезультатно. Операторы, по его словам, отделываются только различными отговорками.


Что говорит Humans?
Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент Kun.uz связался с пресс-службой Humans. Представители компании заявили, что средства на счетах клиентов сохранены, и ими можно воспользоваться для оплаты связи.
«Деньги клиентов полностью сохранены. На счетах абонентов нет никакой блокировки. Доступны услуги по оплате связи Humans, покупке красивых номеров или оплате связи для близких.
Клиенты были своевременно уведомлены о ситуации с банком. На официальных страницах компании, в том числе через Telegram-канал, оперативно публиковались уведомления, отправлялись SMS и осуществлялись звонки. Клиентам давались разъяснения, в частности, что до остановки операций по картам они могли снять средства в банкоматах Visa или в любых банковских кассах.
Потребители вправе полностью воспользоваться правами, предусмотренными их договорами. Любой клиент может расторгнуть договор на услуги связи и вернуть аванс, внесённый за мобильную связь. Расторжение договора осуществляется в центре обслуживания по адресу: город Ташкент, Якасарайский район, улица Бабура, дом 40A», — говорится в официальном комментарии Humans.
Что говорит Octobank?
Корреспонденты Kun.uz также связались с представителями Octobank для полного выяснения ситуации. По словам директора департамента проблемных кредитов Навруза Мусаева, расчёты хранятся на серверах Humans.
«Мы выпускали совместные карты с Humans. В приложении компании можно было делать P2P-операции. Можно было заказать что-то на Aliexpress или купить товары в Humans Market. Все эти платежи проводил Octobank. На следующий день Humans должна была компенсировать банку эти суммы. То есть Humans обязана была возвращать нам деньги, потраченные их клиентами. Например, если вы платили через карту Visa, мы покрывали этот платёж. Но учёт подробностей этих операций находится у Humans. Мы получали только общий реестр и погашали суммы. Договором было установлено, что до 12:00 по ташкентскому времени следующего дня они обязаны перечислить остатки за предыдущие сутки. Однако Humans эти средства не компенсировал, и деньги клиентов зависли.
Почему так произошло? 13 июня 2025 года по решению суда Octobank остановил операции по кобрендинговым картам. В результате были ограничены и переводы с карты на карту. Компания же стала направлять граждан в Octobank, утверждая, что карту выпустил банк. Но это не помогает, потому что счёт клиента у нас пустой — данных нет, расчёты хранятся на серверах Humans.
Вообще, когда вы получали SIM-карту Humans, вам предоставлялась возможность открыть банковский счёт. SIM-карта превращалась в банковскую карту. Ни у одного другого мобильного оператора такого нет. Так и возникла большая пропасть. Туда и попали люди, которые обращаются в Kun.uz. Что им теперь делать? Например, у других операторов, если вы положите на счёт 50 тысяч сумов, вы можете потратить их на трафик или смену тарифа. У Humans, если вы положите 1 млн сумов, вы могли переводить его и другим людям. Поэтому многие держали на счетах крупные суммы. Можно было делать P2P-переводы. Наш анализ показывает, что компания вывела значительные суммы. На картах людей деньги числятся, но их реальной базы нет. В базе данных они не отображаются — полный “404”», — сказал Навруз Мусаев.
Центральный банк в ответ на запрос Kun.uz заявил, что это договорные отношения между двумя компаниями, и регулятор вмешиваться не будет.
Достон Ахроров
Новости по теме
09:49 / 29.11.2025
Государственный долг Узбекистана достиг 44 млрд долларов. Куда потрачены средства?
11:35 / 28.11.2025
В Бувайдинском районе вырубили более 100 деревьев ради засыпки дренажного канала. Что произошло на самом деле?
15:56 / 26.11.2025
Госбюджет на 2026 год: какое ведомство и сколько получит?
20:04 / 21.11.2025