17:15 / 09.08.2022
1982
«Хокимы должны быть лишены права избираться депутатами и сенаторами» – в Twitter состоялся очередной аудиочат о конституционных реформах

Очередной аудиочат на платформе Twitter был посвящён вопросу исключения из Конституции нормы о том, что хокимы, являясь представителями исполнительной власти, одновременно возглавляют кенгаши народных депутатов.

На диалог были приглашены заместитель спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Одилжон Тоджиев, депутат Законодательной палаты Дониёр Ганиев, хоким Сергелийского района Эльбек Шукуров, эксперт конституционной комиссии, доктор юридических наук Хайрулло Рузметов, депутат Учтепинского районного кенгаша народных депутатов Нуриддин Зейниддинов и другие.

Говоря о цели аудиочата, ведущий диалога Хикматилла Убайдуллаев отметил, что важно иметь более широкое понимание не о деятельности определённого хокима, а о принципе разделения власти, то есть сути реформ по обеспечению рычагов взаимного сдерживания и баланса интересов, чтобы создать основу для рождения новых идей и предложений.

«Нынешняя система плохо сказывается на выполнении своих функций хокимами и местными кенгашами. Местные депутаты практически не могут вмешиваться в реформы в регионах. Новая система усилит народный контроль над деятельностью хокимов.

Для того, чтобы председатель местного кенгаша был независимым, сдерживал хокима, прежде всего, он должен быть финансово независимым. Поэтому целесообразно прояснить подобные вопросы на фоне изменений, которые будут внесены в Конституцию», – сказал модератор.

Одилжон Тожиев:

- В действующей Конституции председательство в местном кенгаше возложено на хокимов, что влечёт за собой гарантированную депутатскую должность. Надо признать, что когда-то это было нужно, но сейчас потеряло свою актуальность. В социальных сетях также было высказано много возражений по этому поводу, а именно, как хоким может руководить органом, которому сам же подотчётен. Проще говоря, может ли он отчитываться перед самим собой? Действию таких статей Конституции, противоречащим логике, приходит конец.

Дониёр Ганиев:

- В мировой практике разделение власти нашло своё подтверждение в качестве главного инструмента, служащего интересам людей. Даже в самых авторитарных государствах, например, в Китае, несмотря на действующий коммунистический режим, принцип разделения власти сохранён.

В результате изменений в государственном и общественном управлении за последние годы сформировались свобода слова, общественный контроль. Наш народ начал требовать реформ в этом отношении. Именно разделение исполнительной власти и представительных органов стало одним из главных требований общественности.

После принятия новой редакции Конституции должны быть внесены изменения в ряд законодательных актов. Фактически по действующему законодательству невозможно представителю исполнительной власти стать депутатом, то есть представителем органов законодательной власти. Только для хокимов сделано исключение. При внесении изменений в Избирательный кодекс хокимы должны быть лишены права избираться депутатами и должны быть подотчётны кенгашу своего уровня. По логике у кенгаша одна из главных задача как раз контролировать исполнительную власть.

Эта нелогичность не ограничивается местными кенгашами. Это также имеет частичное влияние на верхнюю палату парламента. Главы 14 регионов автоматически считаются представителями Сената. Это продолжение вышеподнятого вопроса. Если Избирательный кодекс лишит их права быть депутатами, они не будут иметь права быть сенаторами. Это играет важную роль в установлении эффективного контроля за исполнительной властью со стороны народных избранников.

Эльбек Шукуров: 

- Я, как хоким, поддерживаю поправки, которые вносятся в Конституцию. Потому что отсутствие разделения власти – это парадокс. Местный кенгаш – это механизм сдерживания исполнительной власти. Новая система будет работать на благо народа, а не хокимов. Исходя из своей деятельности, могу сказать, что если председателем представительного органа является хоким, то появляется возможность для манипуляций, поскольку депутаты тоже являются государственными служащими, работающими в той или иной сфере.

Нынешняя система может быть удобной для более быстрого принятия определённых решений, чем через кенгаш, и на благо народа, но, с другой стороны, если хоким преследует свою собственную выгоду, то это будет работать во вред народу. Я считаю, что хокимы не должны быть председателями кенгаша, чтобы не возникал конфликт интересов.

Хайрулло Рузметов:

- Изменение, вносимое в Конституцию, приведёт к системным изменениям в общественно-политической жизни страны.

Может возникнуть вопрос, почему такая процедура была введена ранее, а сейчас меняется? Потому что в первые годы независимости фундаментальным вопросом для страны было сохранение мира. То есть в то время было необходимо централизованное государство, и это решение было правильным. А на новом этапе демократических реформ возникает необходимость в разделении исполнительной власти и представительных органов. Если у хокимов забрать право руководить местными кенгашами, многие проблемы в регионах начнут решаться.

В данном диалоге также приняли активное участие представители общественности. В частности, своё мнение на эту тему высказали блогеры Нурбек Алимов, Ферузхан Якубхужаев, предприниматель Зафар Хашимов, экономист Отабек Бакиров и другие.

Top