21:30 / 07.03.2020
0
8649

«Здравствуй, мама!»: история 12-летнего мальчика, которого оставили в детском доме в Термезе

Сотрудники ЮНИСЕФ опубликовали историю женщины, которая забрала своего сына Ахаджона из детского дома «Мехрибонлик» (имена изменены для защиты личности).

Ахаджон родился в 2008 году в Новосибирске, куда его родители переехали в поисках работы. Вскоре после его рождения, отец оставил семью.

Фото: UNICEF Uzbekistan

Мать и сын идут рука об руку по узкой улице Термеза в южном регионе Узбекистана. Это всего лишь первый день, когда Шоира забрала своего сына Ахаджона из детского дома «Мехрибонлик».

Она смотрит на него со слезами на глазах, поскольку беспокоится о его будущем. Она должна преодолеть еще множество трудностей, чтобы ее сын больше не попадал в детский дом.

«Согласно Конвенции о правах ребенка, все мальчики и девочки имеют право расти в семье. К сожалению, не все дети могут реализовать это право, даже если у них есть родители или другие родственники», - сказала директор дома «Мехрибонлик» №12 Дильбар Сувонова

Дильбар Сувонова работает директором дома «Мехрибонлик» в Термезе уже 8 лет, но считает, что лучшее место для ребенка - это его или ее семья.

«Некоторые дети, оставленные родителями-мигрантами, оказываются в нашем учреждении. Несмотря на прекрасные условия, все они мечтают снова вернуться в свои семьи. Когда дети разлучены со своими родителями, они испытывают беспокойство и стараются избегать общения со сверстниками и взрослыми. Ахаджон был именно таким, когда я встретила его», - отметила она.

Учителя, врачи и психологи приложили много усилий, чтобы помочь Ахаджону пойти в школу, завести друзей и начать наслаждаться своим детством.

Директор детского дома отметила, что обучение ЮНИСЕФ по социальной работе и индивидуальному подходу к каждому случаю было очень полезно для сотрудников детского дома в работе с такими детьми, как Ахаджон.

Ахаджон родился в 2008 году в Новосибирске, Российская Федерация, куда его родители переехали в поисках работы. Вскоре после его рождения, отец оставил семью.

«В Новосибирске я не смогла получить свидетельство о рождении Ахаджона. У меня была только справка из роддома. Из-за этого в 2009 году, когда сгорел наш дом в Новосибирске, местные власти забрали моего сына в детский дом», - говорит Шоира.

Когда Ахаджону исполнилось 3 года, Шоира вернулась в Узбекистан, чтобы получить свидетельство о рождении для него. Наконец, его рождение было официально зарегистрировано в Узбекистане, и она смогла забрать сына из детского дома. Они продолжали жить в разных местах в России.

Шоира работала на стройке. Ахаджон не ходил в школу. Условия их жизни ухудшились, и в мае 2018 года он оказался в транзитном центре в ожидании депортации из России. Мальчик провел там около месяца.

«В июне 2018 года Министерство внутренних дел Узбекистана вернуло Ахаджона в Ташкент, затем в Термез. Некоторое время он оставался в Центре социальной и правовой помощи несовершеннолетним. Этот центр является временным приютом для детей, которые находятся под присмотром местных властей до того, как будет принято решение об их благополучии», - рассказала психолог ННО «Баркарор хаёт» Шахло Фармонова.

Шахло Фармонова является социальным работником проекта, совместно реализуемого ЮНИСЕФ и Комитетом женщин Узбекистана. Данный проект, финансируемый Европейским союзом, направлен на улучшение положения детей, оставшихся без попечения родителей-мигрантов.

Шоира вернулась в Термез, чтобы забрать сына из центра.

«У нас не было места для проживания. У меня не было никакой работы. Родственники мне не помогали. Я хотела быть со своим сыном, но не могла обеспечить даже самые базовые потребности. Два месяца мы жили на кладбище, где похоронена моя мама», - сказала она.

Шоира не смогла сдержать слезы. После этого ей пришлось принять трудное решение оставить Ахаджона в детском доме «Мехрибонлик».

«Я была уверена, что это была временная мера, и я сказал Ахаджону, что я скоро заберу его. Я приходила к нему каждый день. Я была рада, что мой сын мог ходить в школу и, в отличие от меня, он был сыт, хорошо одет и у него была теплая постель для сна», - продолжила Шоира.

Прошло больше года, прежде чем мать забрала сына из детского дома. Благодаря поддержке местного хокимията Шахло помогла Шоире получить жилье и предметы первой необходимости.

«Сейчас Ахаджон учится во втором классе. Он хорошо занимается, свободно говорит на русском и узбекском языках, пишет стихи. Но ему уже 11, поэтому я хочу, чтобы он прошел дополнительные курсы, сдал тесты и догнал своих сверстников», - с гордостью говорит Шоира.

Психолог ННО «Баркарор хаёт» Шахло Фармонова сообщила, что они продолжают следить за ситуацией в этой семье.

«Условия их жизни все еще неудовлетворительные. Нет кухни и надлежащих санитарных условий. Нужно больше профессиональных социальных работников и ресурсов для поддержки Шоиры и других семей в подобных ситуациях», - отметила она.

Ахаджон не говорит много. Его грустные глаза говорят за него. Пройдя долгий путь из России до своего дома в Термезе, он думал только о своей матери. Во всех его стихах есть фраза, которая повторяется много раз - «Здравствуй, мама!» И он до сих пор часто повторяет эту фразу, обнимая её.

Он мечтает стать бизнесменом.

«Я хочу поддерживать свою маму во всем. Я также хочу помочь детям с инвалидностью и тем, у кого нет родителей», - говорит Ахаджон.

Недавнее исследование ЮНИСЕФ показало, что в системе защиты детей в Узбекистане отсутствуют специализированные службы поддержки семьи со стороны профессиональных социальных работников. Семьи в трудных ситуациях не получают соответствующей долгосрочной поддержки.

План действий по деинституционализации, принятый правительством Узбекистана (постановления №4185 и №824), является ключевой основой для моделирования служб поддержки семьи и предотвращения ненужного разделения детей и семей.

Конвенция ООН о правах ребенка гласит, что «семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества».

Пройдите авторизацию чтобы Вы могли оставить комментарий
Top