Узбекистан | 21:54 / 10.10.2020
3772
9 минут чтения

Идеологические баннеры: стоит ли тратить бюджетные миллионы на эту форму пропаганды?

В период до 2016 года термины «национальная идеология», «духовность» постоянно были на слуху. Высокопарные слова на голубых баннерах заполонили организации, образовательные учреждения, улицы. Многие из них назойливо въелись в память. Сейчас правительство изменилось, но до сих пор, куда ни посмотри – везде идеологические баннеры.

​​​​​​​Фото: Умида Ахмедова

А служат ли баннеры, украшающие фасады социальных объектов, вывешенные на улицах, но не доказавшие своей пользы, - улучшению благосостояния и образа жизни граждан? Актуальны ли сегодня пропагандистские вывески, доставшиеся в наследство от бывшего Союза? Нужны ли нам эти баннеры, большинство из которых покупается за счёт налогоплательщиков?

Сфера, ставшая бизнесом

Баннеры с идеологической пропагандой, превратившиеся в неотъемлемую часть нашей жизни, уже давно стали видом бизнеса. Ни для кого не секрет, что определенные люди заинтересованы в этом материально. Эти баннеры изготовляются в специализированных фирмах и типографиях. Мы связались с сотрудником, работавшим определённое время в одной из таких фирм, и получили некоторые сведения.

По его словам, фирма обращается с официальным письмом к организациям, предлагая купить произведённую ими продукцию. К примеру, организациям, предлагают пропагандистские материалы против коррупции и терроризма. Если тема предложенных баннеров понравится вышестоящим органам, к примеру, определённому министерству, то они их покупают. После этого вышестоящий орган готовит официальное письмо нижестоящим органам системы, и приводит список баннеров. Данное официальное письмо служит основанием для того, чтобы фирма «пристроила» нижестоящим организациям свою продукцию.

Сотрудники фирмы отправляют официальное письмо организациям системы с мнением «рекомендательного» характера: «просим Вас оказать практическую помощь в пропаганде существующей политики».

«Руководители организаций могут и отказаться купить баннеры. Фирма к этому тоже готова. В этом случае говорят, что отправят письмо в вышестоящий орган и сообщат об отказе нижестоящей организации, в результате организации, естественно, вынуждены купить пресловутые баннеры» - рассказывает наш собеседник.

Мы побеседовали с представителем другой частной фирмы в этой сфере. «Прежде чем готовить пропагандистские материалы на какую-либо тему, мы изучаем, какая тема, какое направление сейчас актуальны. К примеру, больше обращаемся к темам здравоохранения, образования, коррупции. Пропагандистские плакаты изготавливаются для определённой организации, исходя из особенностей её деятельности, и затем предлагается купить их. Покупка осуществляется через биржу.

Тексты на плакатах составляются ответственным сотрудником. Тексты должны соответствовать существующей политике, не должны оказывать негативное воздействие на духовную среду, и так далее» - говорит сотрудник, работающий в сфере изготовления социальных баннеров.

«Я сфотографировалась на фоне лозунгов, дабы подчеркнуть, что механизмы правительства управляют сознанием общества так же, как и в советские времена»

Фотограф Умида Ахмедова сфотографировалась на фоне идеологических баннеров, и недавно организовала в Ташкенте фотовыставку SNAP (Средства наглядной агитации и пропаганды). Мы поинтересовались, для чего фотограф устроила эту выставку, и, в целом, её мнением о пропагандистских материалах.

«Мысль фотографировать идеологические баннеры на улицах возникла у меня много лет назад. В советское время на улицах тоже вывешивали лозунги, соответствующие системе того периода. Я очень жалею, что тогда их не сфотографировала, потому что это – часть нашего прошлого. И это прошлое было частью моей жизни.

После достижения независимости эта традиция сохранилась. Форма изменилась, но содержание осталось тем же, практически не изменилось. Если во времена Союза использовали писали белым по красному, то в годы независимости стали размещать на голубом фоне фотографии счастливых людей, и вешать их на каждом заборе. Если не было баннеров, писали на стенах краской. В некоторых местах состояние баннеров было ужасным. Таким образом, люди жили своей жизнью, а баннеры – своей.

После достижения независимости красные флаги с лозунгами уступили место утверждению «Узбекистан – государство с великим будущим!». Я фотографировалась на фоне таких лозунгов, дабы подчеркнуть, что механизмы правительства управляют сознанием общества так же, как и в советские времена» - говорит Умида Ахмедова.

«Для истинной любви к родине совершенно не нужны политические средства»

Журналист Мирзаёр Эркинов высказал своё мнение по данной теме на страницах социальных сетей.

«Ответственные лица министерства здравоохранения писали о бесполезности дезинфекционных туннелей в борьбе с коронавирусом. Миллиарды сумов были просто «выплеснуты» вместе с хлором из туннелей. Министерство здравоохранения, хоть поздно, но признало вред туннелей, однако из государственного бюджета были впустую растрачены немалые средства.

Нечто подобное мы видим в течение многих лет. Голубой градиентный фон. Предложение, написанное шрифтом Times New Roman или Arial, и изображение архитектурных памятников из фотошопа.

Подобные расходы совершаются везде: от столицы до самых отдалённых кишлаков, от школ до детских садов. Название тому – баннеры идеологической пропаганды. Они такие же бесполезные, как дезинфекционные туннели, но в течение многих лет «обгладывают» бюджеты всех организаций Узбекистана. Высокопарные лозунги, восхваления, идеологические призывы, как во времена СССР, публикуются до сих пор, и вывешиваются на каждом углу.

Для истинной любви к родине абсолютно не нужны политические посредники или средства. Остальное – просто пустозвонство ради чьей-то выгоды. Изменился облик и амбиции типичных новых узбекистанцев (по большей части деньги, престиж, роскошные свадьбы, цветы, пафос, машины), но нужно изменить и усовершенствовать их внутренний мир».

«Высокопарные лозунги использовались, чтобы скрыть недостатки»

Мы побеседовали на данную тему с заслуженным журналистом Узбекистана Олимом Тошбоевым.

«Идеологические баннеры – это метод, оставшийся от бывших советских времён. В то время на каждом шагу встречались лозунги, призывающие к советской идеологии. Люди сталкивались с ними везде. Это настолько укоренилось в нашем сознании, что и в период независимости мы не смогли от этого отказаться. Есть ли хоть какая-то польза от таких лозунгов в жизни людей?! К сожалению, нет. У целого поколения сформировалось отвращение к подобной пропаганде. Политика, словно вьюнок, оплела образ жизни простых людей, и негативно влияет на их психику.

Многие народы мира следуют идеологии государства, общества, прямо или косвенно участвуют в политических процессах. Но они не живут, созерцая лозунги на каждом шагу. Политика, идея, идеология становятся мощной силой, только если они отражаются в повседневной жизни членов общества. Любовь к идеологии нации и общества зарождается в сердце человека. Нет никакой пользы в её материализации и афишировании на каждом углу.

В советские времена бытовала одна традиция. Поколение тех лет наверняка хорошо помнит: обвалившаяся стена, мусорная свалка, неприглядные домишки – все это прикрывалось величавыми лозунгами. Лозунги были средством маскировки недостатков. Слова мыслителей писались, где попало. В годы независимости мы настолько привыкли к этому методу, что даже на автозаправочных станциях писали «Узбекистан – государство с великим будущим». Но ведь это смешно!».

Заключение

Как вы думаете, могут ли пропагандистские баннеры, развешанные на улице, уберечь человека от коррупции? Если бы от плакатов была польза, то разве мы занимали бы сейчас низшие позиции в международных рейтингах коррупции?

Есть ли научные исследования, доказывающие пользу баннеров, на чём основывается целесообразность расходов, когда на них выделяются деньги из госбюджета? Никто не может ответить на этот вопрос.

Вы можете сказать, что существуют более серьёзные аспекты, которые следовало бы критиковать. Но ведь баннеры, на которые мы не обращаем внимания, а зачастую и смотреть не хотим, покупаются за счёт нас, налогоплательщиков. Если провести исследование, во сколько это обходится бюджету, несомненно, получится огромная сумма, достаточная для создания необходимых условий нескольким школам или больницам.

Мухаббат Мамирова

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме