«Узбекистан никому не отдавал то, что ему принадлежит, бесплатно или за бесценок» - Камолиддин Раббимов
Своими выводами поделился политолог Камолиддин Раббимов, участвовавший в открытом диалоге между членами правительства и активистами. Он отметил, что 35-летний контракт распространяется только на 1 месторождение, что только 13 из 300 месторождений нефти и газа в Узбекистане используются «Лукойлом» и 2 «Газпромом» и что тезис о том, что компании из России завладели нефтегазовой сферой Узбекистана - неуместен.
Министр энергетики Джурабек Мирзамахмудов/ Встреча 12 февраля
Министр энергетики Узбекистана и председатель АО «Узбекнефтегаз» во время встречи с активом ответили на вопросы, возникшие после публикации в зарубежных СМИ расследования о газовых соглашениях Узбекистана.
Политолог Камолиддин Раббимов, принявший участие во встрече, рассказал о выводах, которые он сделал по её итогам.
«Здесь невозможно описать всю четырехчасовую встречу. Главный вывод: Узбекистан никому не отдавал свои права бесплатно или задешево. Узбекистан может быть трудным партнером для кого-то, но ни в коем случае не легким», — написал Раббимов, участвовавший в воскресной встрече.
По его словам, информацию, изложенную в расследовании, можно разделить на две части. Ситуация проясняется, когда часть информации комментируется. Некоторые же сведения совершенно неверны.
«Например, Узбекистан еще не достиг договоренности с Россией о строительстве атомной электростанции. Переговоры идут. Стороны до сих пор спорят о цене, сроке и других вопросах», - говорит политолог.
Он отметил, что только 13 из 300 месторождений нефти и газа в Узбекистане используются «Лукойлом» и еще 2 — «Газпромом».
Раббимов отметил, что 35-летний инвестиционный проект относится только одному месторождению — «25 лет Независимости».
«Речь идет только об одном газовом месторождении. Министр энергетики держа закрытый контракт в руке, показал карту этого участка. Представьте, что у вас, на вашей земле есть газ или нефть. У вас также есть определенная сумма денег. Теперь, чтобы использовать эти деньги с пользой, вы предлагаете инвесторам добывать газ и нефть на вашей земле. Чтобы узнать, сколько газа и нефти в вашей земле, вы обращаетесь в самые серьезные мировые «оценочные» компании.
Определяется оценочная стоимость газа или нефти в вашей земле. Если вы продаете инвестору, то подписываете «соглашение о разделе продукции» (СРП). Земля и месторождение принадлежат Узбекистану, технологии, разведка и добыча - инвесторам.
То есть из государственного бюджета Узбекистана не было потрачено ни одного сума. Узбекистан даже не дает гарантий», — написал политолог.
Он добавил, что по добытому продукту будет заключено соглашение, а первоначальное распределение прибыли месторождения М25 будет 50/50.
«Теперь, если инвестор, взяв эту землю не сможет произвести продукцию, это проблема инвестора, никаких гарантий Узбекистан не дает», — говорит Камолиддин Раббимов.
«Почему 35 лет? По словам министра, во всем мире такие контракты заключаются очень давно. 8 лет из этого периода уйдут на геологоразведку. Можно ли заключить этот контракт, скажем, на 10-15 лет? Можно, но тогда узбекская сторона должна дать гарантии и распределение готовой продукции будет уже не 50/50, инвестор получит большее количество продукции. Ведь инвестор думает в конечном счете о том, чтобы получить прибыль. Министр сказал, что привлечение инвестиций в Узбекистан является очень сложной задачей.
Глава «Узбекнефтегаза» отметил, что в Узбекистане необходимо изменить законодательство, то есть целесообразно ввести утверждение контрактов Олий Мажлисом; действующие месторождения не должны передаваться иностранным инвесторам. Также отмечено, что зарплаты у сотрудников низкие, сотрудники уходят в иностранные компании», — пишет Раббимов.
Политолог также привел объяснение властей о закрытости соглашений и контрактов.
«Это — рабочий формат компаний по всему миру. Чиновники говорят, что, например, нет в открытом доступе международных договоров, подписанных в соседнем Казахстане или Азербайджане, эти договоры тоже полностью закрыты. Министр Мирзамахмудов открыл договор о месторождении «25 лет Независимости» и показал раздел «Конфиденциальность».
В ходе четырехчасовой беседы журналисты и блогеры, в том числе и я, засыпали этих двух государственных чиновников вопросами. В конце диалога мы полагали, что ситуация достаточно сложная, и если имеющуюся информацию не разъяснять широкой общественности, то представление людей о том, что: «все наши газовые и нефтяные ресурсы отданы России», не изменить», — поделился Камолиддин Раббимов.
Для информации, по словам Джурабека Мирзамахмудова, между государством и инвесторами заключен договор о распределении продукции в формате 50/50 по проекту проведения геолого-разведочных работ, разработки запасов и строительства газохимического комплекса на месторождении «25-летие Независимости» в Сурхандарьинской области.
«Узбекнефтегаз» владеет 20-процентной долей в компании Surhan Gas Chemical, которая является оператором проекта и принадлежит консорциуму инвесторов, что обеспечивает в конечном итоге распределение прибыли 50/50.
Новости по теме
14:20 / 04.02.2026
В Узбекистане за год выявили более 173 тысяч случаев незаконного использования газа
12:10 / 31.01.2026
В Бухаре в многоквартирном доме произошел взрыв
15:53 / 26.01.2026
ЕС согласовал отказ от импорта российского газа к 2027 году
17:59 / 12.01.2026