Узбекистан | 13:55 / 29.09.2025
7277
10 минут чтения

Военная база Карши–Ханабад. Почему американские военные были размещены в Узбекистане?

Kun.uz рассказывает о четырёхлетней деятельности американских военных в Узбекистане, резком охлаждении отношений между двумя государствами, а также о случаях, связанных с радиацией и отравлениями.

Video thumbnail
{Yii::t(}
Пропустить через 6s

В начале XXI века отношения между Узбекистаном и США поднялись до уровня стратегических, началось развитие широкомасштабного военного и политического сотрудничества. На фоне событий 11 сентября 2001 года у обеих сторон появились общие интересы.

Ввод американских военных в Узбекистан

После 11 сентября 2001 года США объявили глобальную войну против террористической группы «Аль-Каида». Основная база группы находилась в Афганистане. Президент США Джордж Буш обратился к странам Центральной Азии с просьбой разрешить временно использовать их аэродромы для нанесения оперативных ударов по террористам. Первый президент Узбекистана Ислам Каримов одним из первых дал положительный ответ на эту просьбу. В октябре 2001 года министр обороны США Дональд Рамсфелд срочно прибыл в Ташкент и провёл переговоры с руководством Узбекистана. В то время для обеих сторон появились общие интересы.

Дональд Рамсфелд (в центре) и Ислам Каримов (слева) после встречи в Ташкенте.

Во-первых, США нуждались в географически удобной базе для проведения военных операций в Афганистане. Узбекистан, будучи соседом Афганистана, располагал инфраструктурой аэродромов, оставшейся от Советского Союза.

Во-вторых, в то время в Узбекистане также царило напряжение, Каримов всё больше опасался угроз со стороны различных экстремистских групп. Американская сторона заявила, что будет серьёзно относиться к угрозам территориальной целостности и безопасности Узбекистана и окажет помощь в случае необходимости. Также подавались сигналы, что на критику в адрес ситуации с правами человека в стране могут быть закрыты глаза.

5 октября 2001 года Узбекистан официально разрешил размещение на своей территории американских военных самолётов и солдат. Аэродром Ханабад (К2), расположенный в Каршинском районе Кашкадарьинской области, был сдан в аренду американским военным. Таким образом, общие интересы в борьбе с терроризмом объединили два государства, и несмотря на протесты Москвы, между Ташкентом и Вашингтоном было налажено военное сотрудничество.

Военная база Карши-Ханабад

Какую функцию выполнял Ханабадский аэродром?

Согласно договорённости, американские военные начали прибывать в Узбекистан. В частности, уже в 2001 году штаб-квартира 10-й горной дивизии США была размещена на базе К2. С аэродрома Карши–Ханабад не наносились прямые авиаудары по территории Афганистана. К2 выполнял функцию логистического центра, пункта транспортной и медицинской эвакуации, зоны для разведывательных и поддерживающих полётов, а также использовался в качестве вспомогательной базы. Основные боевые действия велись с аэродромов в Кыргызстане (Манас), Пакистане и на территории самого Афганистана. На базе Карши–Ханабад постоянно находилось не менее 1300 военных, а за 2001–2005 годы ротация составила от 10 100 до 15 777 военнослужащих США.

Фото: Johnny Lee

Точных данных о том, сколько Пентагон платил за использование аэродрома К2, нет. По некоторым источникам, объект был предоставлен американцам бесплатно, по другим данным — Пентагон выплатил около 39 млн долларов за услуги, улучшение инфраструктуры и логистику.

На фоне военного сотрудничества стали укрепляться и политические отношения США и Узбекистана. В марте 2002 года Ислам Каримов отправился в Америку с официальным визитом. По итогам переговоров впервые в истории независимого Узбекистана была подписана Декларация о стратегическом партнёрстве и сотрудничестве именно с Соединёнными Штатами.

Ислам Каримов и 43-й президент США Джордж Буш. Фото: Politico

Для сравнения: аналогичные отношения стратегического партнёрства с Россией были установлены лишь в 2004 году. В документе США выразили готовность серьёзно относиться к любым угрозам безопасности Узбекистана и уделять внимание его потребностям в сфере обороны. В свою очередь, Узбекистан обязался начать внутренние политические реформы, в том числе ввести многопартийную систему, зарегистрировать независимые СМИ, предоставить свободу неправительственным организациям и реформировать судебно-правовую систему.

Выдворение американских военных из Узбекистана

К весне 2005 года в отношениях США и Узбекистана возникло серьёзное охлаждение. Поворотным моментом стали кровавые события 13 мая в городе Андижане. Узбекистан направил дипломатическую ноту в посольство США в Ташкенте с требованием, чтобы американцы в течение 180 дней покинули Ханабад. Для сравнения: в то же время в Термезе также находился немецкий военный контингент, однако к Германии таких требований не было предъявлено. Немецкие военные оставались на территории Узбекистана до конца 2015 года. Следует отметить, что по данным Deutsche Welle за последний год пребывания военных в Термезе правительство Германии заплатило Узбекистану 35 млн евро арендной платы.

Жёсткое требование к американцам было связано с тем, что США вывезли около 450 узбекистанцев, бежавших после андижанских событий в Кыргызстан, специальным рейсом в Румынию. Кроме того, в июле 2005 года на саммите Шанхайской организации сотрудничества было принято важное заявление относительно военных баз США в регионе. В нём указывалось на необходимость определить конкретные сроки вывода «сил антитеррористической коалиции» из Центральной Азии, что в первую очередь касалось баз США в Узбекистане и Кыргызстане. Заявление ШОС объяснялось завершением активной фазы боевых действий в Афганистане.

Также «цветные революции» в Грузии, Украине и Кыргызстане в 2003–2005 годах насторожили первое руководство Узбекистана. Таким образом, официальный Ташкент начал смещать внешнеполитический вектор от «коллективного Запада к Востоку».

К концу 2005 года американские военные полностью покинули аэродром Ханабад. Самолёты, техника и солдаты выводились постепенно. Большая их часть была переведена на базу Манас в Кыргызстане, другая часть — на базы Баграм и другие в Афганистане. К2 снова перешёл в распоряжение Военно-воздушных сил Узбекистана.

Аэродром К2, 2005 год
Аэродром К2, 2006 год

Радиационное отравление

Спустя несколько лет Ханабадский аэродром вновь оказался в центре внимания. Толчком стало расследование, опубликованное в декабре 2019 года изданием McClatchy. В нём говорилось, что как минимум 61 мужчина и женщина из числа американских военных, служивших в Узбекистане, заболели раком или умерли при загадочных обстоятельствах.

Палатки на авиабазе Карши–Ханабад после сильного дождя. Фото: Tony Harris

Это вызвало большой резонанс в США. После многочисленных дискуссий лишь летом 2020 года впервые были опубликованы десятки закрытых документов Министерства обороны страны. В них признавалось, что военные действительно оказались в условиях, подверженных радиации и токсическому заражению.

19 января 2021 года, в последний день своего первого президентского срока, Дональд Трамп подписал указ о проведении медицинского обследования всех ветеранов, служивших на базе Карши–Ханабад. Было сообщено, что эта зона была заражена остатками химического оружия, переработанным ураном и другими опасными веществами.
 

Фото: Tony Harris

По данному поводу представители Министерства обороны Узбекистана также выступили с заявлением, назвав распространившиеся сообщения «мнением непрофессионалов». Комитет по экологии сообщил о проведении исследований по аэродрому, однако окончательные выводы так и не были опубликованы.

Слухи о новой базе

В апреле 2021 года два влиятельных американских издания — Wall Street Journal и The New York Times — сообщили, что в связи с выводом или резким сокращением числа войск США и НАТО из Афганистана представители Пентагона вели переговоры с Таджикистаном, Узбекистаном и Казахстаном о возможности размещения войск, выведенных из Афганистана, в Центральной Азии, в частности в Узбекистане и Таджикистане. В октябре того же года ожидался визит представителей Пентагона в Узбекистан, где предполагалось обсуждение вопросов сотрудничества в сфере безопасности.

Вскоре бывший министр иностранных дел Абдулазиз Камилов поставил точку в слухах, заявив по данным ТАСС, что вопрос размещения американских военных баз в Узбекистане не рассматривается, однако обмен разведданными между двумя странами в рамках международных соглашений по борьбе с терроризмом возможен.

Согласно Военной доктрине и Концепции внешнеполитической деятельности, участие Узбекистана в военных-политических блоках, а также размещение на его территории иностранных военных баз и объектов не допускается и закреплено законодательно.

Следует отметить, что Вооружённые силы Узбекистана обладают достаточным потенциалом для защиты национальных интересов, суверенитета, территориальной целостности и мирной жизни населения страны, для предотвращения войн и вооружённых конфликтов. Поэтому в присоединении к милитаризованным организациям и размещении на территории Узбекистана военных баз других государств нет никакой необходимости.

Подготовил Достон Ахроров.

Новости по теме