Вы в списке избирателей?
В эти дни во всех избирательных округах по выборам Президента Республики Узбекистан в соответствии с требованиями национального законодательства и утвержденной Центральной избирательной комиссией Программой основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан идет активная подготовка к важному событию в общественно-политической жизни страны.
В настоящее время участковые избирательные комиссии ведут работу по составлению списка избирателей. У избирательного законодательства каждой страны есть свои особенности, это относится и к вопросу регистрации избирателей.
В статье 8 Закона «О гарантиях избирательных прав граждан» закреплено, что граждане Республики Узбекистан, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие на территории соответствующего избирательного участка, имеют право быть включенными в список избирателей. Каждый избиратель может быть включен только в один список избирателей. Это служит обеспечению равных избирательных прав граждан независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий.
В мировой практике используются различные формы включения избирателей в списки. Согласно документам БДИПЧ ОБСЕ, касающимся международных избирательных стандартов и наблюдения за выборами, существуют две системы составления списков избирателей. Первая – активная система включения в список (оповестительная). При этом граждане должны обратиться с просьбой о включении их в списки в качестве избирателей. Это добровольная регистрация избирателей.
В соответствии со второй, т.е. пассивной системой – список избирателей составляется автоматически на основе реестра населения или реестра граждан либо других форм учета.
В случае обеспечения полного, прозрачного и точного реестра избирателей и та, и другая системы являются приемлемыми.
Наше национальное законодательство основывается на признанном международными нормами пассивном включении граждан в списки избирателей, то есть обязательном. Но это не означает, обязанность избирателя прийти на выборы. Ведь участие избирателя в выборах считается его конституционным правом. Участие или неучастие граждан в выборах – дело добровольное. Если рассматривать тот факт, что в некоторых странах за неявку на выборы предусмотрена административная ответственность, то здесь мы видим, насколько наше национальное избирательное законодательство соответствует демократическим принципам.
Согласно обозначенным в международных избирательных стандартах БДИПЧ ОБСЕ требованиям составления четкого и правильного списка избирателей, а также утвержденному 3 февраля 2015 года постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан Положению «О порядке организации деятельности участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан» после получения сведений о проживающих на соответствующей территории избирателях участковая избирательная комиссия организует проверку правильности полученных от хокимиятов сведений об избирателях путем обхода по домам, то есть подворового обхода. Безусловно, проведение участковой избирательной комиссией подобного мероприятия способствует правильному и точному составлению списка избирателей.
Данная система на практике охватывает всех избирателей, служит обеспечению их волеизъявления, дает возможность предотвратить фальсификацию данных и злоупотребления в ходе проведения голосования. Ведь каждый избиратель голосует лично, и голосование за других лиц не допускается. Избирательный бюллетень выдается избирателю, включенному в список, по предъявлению паспорта гражданина Республики Узбекистан или другого документа, удостоверяющего личность и место жительства. Каждый избиратель расписывается в списке избирателей о получении избирательного бюллетеня напротив своей фамилии. Кроме того, составление списка избирателей дает возможность провести точный подсчет голосов в будущем и определить факт действительности или недействительности выборов, а также определить точное количество избирателей в целом по стране и округам. Известно, что выборы считаются несостоявшимися, если в них участвовало менее 33 (тридцать трех) процентов избирателей, внесенных в списки избирателей.
При определении количества избирательных бюллетеней и их распределении по округам и участкам большое значение имеют сведения о численности избирателей, включенные в список.
Следует особо отметить, что составление списка избирателей осуществляется в первую очередь с целью обеспечения полной реализации активных избирательных прав граждан. Каждый гражданин, имеющий право голоса, вправе требовать от участковой избирательной комиссии включить его в список избирателей, в случае невключения, неправильного включения или исключение из него.
В соответствии со статьей 26 Конституции Республики Узбекистан каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты. Данной нормой предусматривается презумпция невиновности. Исходя из этого 29 декабря 2015 года были внесены изменения в закон о выборах, согласно которым голосование также может быть организовано в местах содержания под стражей. Это способствует полной реализации на практике избирательных прав граждан.
В соответствии со статьей 23 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» список избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления за пятнадцать дней до выборов, а на избирательных участках, образованных при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей – за два дня до выборов.
Примечательно, что гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии.
Также каждому гражданину предоставляется право обжаловать допущенные в списке неточности, связанные с указанием данных о нем. Заявления по этому вопросу рассматриваются участковой избирательной комиссией, которая обязана не позднее чем в течение двадцати четырех часов, а накануне и в день выборов немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его требования. Решение комиссии может быть обжаловано в районный (городской) суд не позднее чем за три дня до выборов, который обязан рассмотреть жалобу в течение двадцати четырех часов. Решение районного (городского) суда является окончательным. Исправление в списке избирателей в соответствии с решением суда производится немедленно участковой избирательной комиссией.
Итак, закрепленные в действующем законодательстве порядок открытого и гласного составления списка избирателей обеспечивает не только полную реализацию на практике свободного волеизъявления граждан, но и свидетельствует о том, что в нашей стране голос каждого имеет важное значение.
Абдуманноб РАХИМОВ,
старший эксперт Конституционного суда
Республики Узбекистан
Новости по теме
19:56 / 31.10.2024
Сообщение о том, что Озодбек Назарбеков и Хилола Умарова оставили министерские кресла ради депутатских, опровергнуто
10:37 / 30.10.2024
Подтверждены результаты выборов по единому избирательному округу
11:40 / 29.10.2024
Кремль отрицает вмешательство РФ в парламентские выборы Грузии
12:04 / 27.10.2024