The Financial Times: Электронное правительство – динамичный драйвер будущего Узбекистана
В авторитетной британской газете The Financial Times опубликована статья «Узбекистан: электронное правительство способствует углублению представительной демократии и государственной прозрачности», посвященная ускоренному развитию и внедрению информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни государства и общества.
В ней рассказывается о реализации в Узбекистане принятой по инициативе Первого Президента Ислама Каримова Программе по развитию современной и основанной на передовом опыте системы электронного правительства, рассчитанной на период до 2020 года. Сообщается, что на данном этапе уже имеются положительные результаты, включая функционирование Единого портала интерактивных государственных услуг, оказывающего свыше 290 их современных и востребованных видов. Отмечается, что с начала 2016 года количество обращений увеличилось в 2 раза и составило более 800 тысяч. Раньше государству приходилось тратить больше ресурсов для оказания этих услуг в ручном режиме.
Издание информирует, что еще одним из эффективных инструментов участия граждан и бизнесменов в принятии государственных решений стала электронная Система оценки воздействия актов законодательства. Так, через данную систему прошло более 800 проектов нормативно-правовых актов и получено свыше 1400 комментариев и предложений в открытом доступе, половина из которых была учтена при утверждении нормативных документов.
«Ввод в эксплуатацию нового национального Портала открытых данных, которым воспользовались более 630 тысяч раз, стал важным подспорьем для развития бизнес-стартапов. Портал включает 1750 наборов открытых данных, предоставляемых со стороны 109 организаций», - продолжает The Financial Times.
В статье отмечается, что наиболее востребованными онлайн услугами стали сдача налоговой и статистической отчетности, оформление таможенных деклараций, регистрация субъектов предпринимательства и фирменных наименований, запущена система «Электронная виза». Наряду с этим, эффективно функционирует единый механизм электронных торгов по государственным закупкам, электронная система подачи исковых заявлений и ходатайств от предпринимателей в хозяйственные суды, созданные в стране центры «одно окно» для сбора документов при подаче заявления на получение государственных услуг. Таким образом, граждане и субъекты предпринимательства получили доступ к наиболее востребованным и популярным государственным услугам через мониторы или смартфоны.
«Сегодня в стране при населении 32 миллиона человек, из которых 60% составляет молодежь, сотовой связью пользуется 21 миллион, а интернетом – свыше 13 миллионов человек, - констатирует издание. - В результате принимаемых в стране широкомасштабных мер, Узбекистан значительно улучшил позицию в рейтинге ООН 2016 года по уровню развития электронного правительства, войдя в 40% наиболее продвинутых стран мира и заняв 80-е место среди государств, применяющих электронное правительство, а также 47-е место по Индексу электронного участия, который оценивает эффективность диалога правительства со своими гражданами и бизнесом. По этому показателю Узбекистан находится на 3 месте среди стран СНГ и первым среди стран Центральной Азии».
Как подчеркивается в статье, внедрение и развитие электронного правительства в Узбекистане возведено в ранг национального приоритета, подписано более 40 правительственных решений по «Электронному правительству», разработаны нормативно-правовые рамки, обозначенные в Законе «Об электронном правительстве» и впоследствии приняты парламентом Узбекистана.
«25 сентября 2016 года создана Виртуальная приемная Премьер-министра (PM.gov.uz), что кардинально усовершенствовало взаимодействие населения с государственными органами и стало частью прогрессивной демократизации общества в Узбекистане, - пишет источник. - Теперь, население и субъекты предпринимательства могут обратиться непосредственно к Премьер-министру с нерешенными проблемами, заявлениями, жалобами или предложениями, мгновенно без каких-либо затрат и цифровой подписи. Колл-центр не требует личной информации, такой как паспортные данные, достаточно только телефонного номера».
Отмечается, что виртуальная приемная позволяет продвинуть гендерное равенство среди заявителей, а также дает возможность людям с ограниченными возможностями воспользоваться порталом через телефонный номер и обратиться в Колл-центр устно. Подчеркивается, что преимущества Виртуальной приемной очевидны. Это и рост общественного доверия и надежности, обеспечение общегосударственного подхода к решению проблем, реализации реформ по принципу «снизу-вверх», транспарентность и предотвращение коррупции. Данные факторы, в свою очередь, способствуют поэтапной открытости и прозрачности всех уровней власти.
The Financial Times также информирует о дальнейших планах по развитию Виртуальной приемной Премьер-министра, которые включают подключение региональных и подведомственных подразделений госорганов, а также районных органов прокуратуры. «Данный портал призван способствовать совершенствованию институциональных реформ и должен стать общей платформой для общественности, а также дружественной системой для населения и субъектов предпринимательства. Имея приверженность дальнейшему развитию и инновациям, Виртуальная приемная рассчитывает на то, чтобы быть включенной в отчет ООН в 2018 году как образцовая модель в плане предоставления государственных услуг среди стран мира», - говорится в статье.
В заключение британское издание подчеркивает, что электронное правительство содействует углублению представительной демократии и государственной прозрачности, а также является продолжающимся и динамичным драйвером светлого будущего Узбекистана.
Источник: ИА «Жахон», Лондон
Новости по теме
10:26 / 14.09.2023
Цель Узбекистана — войти в топ-30 Рейтинга электронного правительства ООН
09:11 / 30.11.2022
Узбекистан занял 69 место в индексе развития ООН «Электронное правительство»
09:21 / 21.04.2022
5 категорий негосударственных организаций получат право использовать данные «Электронного правительства»
09:45 / 21.12.2021