Свобода СМИ как условие транспарентности и открытости
В современных условиях организация и проведение выборов, с вовлечением десятков миллионов граждан, является немыслимой без участия в них средств массовой информации. Ведь посредством СМИ обеспечивается открытость и гласность избирательного процесса, осуществляется диалог кандидатов и политических партий с избирателями.
О начале избирательной кампании и действиях участников избирательного процесса граждане узнают прежде всего из газет, телевидения и радио, а также сети Интернет.
Благодаря СМИ удается привлечь внимание широкой общественности к решению организационно-правовых, материально-технических вопросов, связанных с подготовкой к выборам, а именно необходимостью совершенствования избирательного законодательства, осмыслением значения демократического развития государства.
Свободные и справедливые выборы – это не только отдать свой голос, но и обеспечить доступ к информации о партиях, проводимой кандидатом политике, а также о самом избирательном процессе для того, чтобы избиратели могли сделать свой выбор.
Печатные, электронные СМИ обеспечивают широкое освещение хода подготовки к выборам в соответствии с календарными планами. В этой связи представляется очень важным закрепление правовых гарантий свободы деятельности СМИ, определение рамок их деятельности особенно в период предвыборной агитации, чтобы все средства массовой информации, в том числе государственные и негосударственные, соблюдали свои обязанности по сбалансированному освещению всей кампании, предоставляли полноценную и достоверную информацию, которая бы позволила избирателям самостоятельно сформировать свое мнение.
В своей деятельности СМИ руководствуются прежде всего конституционными нормами о свободе массовой информации, запрете цензуры и законами, регулирующими порядок функционирования СМИ и правоотношения в сфере производства и распространения информации.
В избирательном законодательстве Узбекистана важное место занимает правовое регулирование функций и полномочий СМИ в избирательном процессе. Так, Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан» содержит более десятка конкретных норм, предоставляющих журналистам право осуществлять реальный общественный контроль за действиями всех участников выборов.
Согласно закону во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов на каждом избирательном участке имеют право участвовать представители печати, телевидения и радио. Данная норма полностью соответствует международным стандартам в области избирательного права. В частности, в п. 7 документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, в дополнение к универсальным избирательным стандартам установлено, что закон и государственная политика должны обеспечивать проведение выборов в атмосфере свободы и честности, беспрепятственного доступа к средствам массовой информации всех политических группировок и отдельных лиц, участвующих в избирательном процессе.
Однако не стоит забывать о том, что для обеспечения свободы необходима определенная степень регулирования. Государственные СМИ являются основным элементом процесса, гарантирующим равный доступ к ним и справедливое освещение событий. Так, в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.) четко определено, что для обеспечения справедливых выборов в первую очередь необходимо предоставить равные возможности каждому кандидату или каждой политической партии для доступа к средствам массовой информации и телекоммуникаций.
Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» при проведении предвыборной агитации кандидатам в Президенты Республики Узбекистан гарантируются равные условия доступа к государственным средствам массовой информации путем бесплатного предоставления им одинакового по объему эфирного времени и печатной площади.
В соответствии с п. 10 Руководящих принципов относительно выборов (приняты Венецианской Комиссией на 51-й пленарной сессии, Венеция, 5–6 июля 2002 г.), всем партиям и кандидатам должны быть гарантированы равные возможности, а государство следует призвать быть беспристрастным по отношению к ним и обеспечивать единообразное применение законодательства в отношении всех. Так, требование в отношении нейтральности касается избирательной кампании и освещения хода выборов средствами массовой информации, особенно государственными СМИ.
В этой связи, в ходе президентских выборов в Узбекистане каждому кандидату в Президенты Республики Узбекистан в целях доведения до избирателей основных положений своих предвыборных программ на крупных теле-и радиоканалах Национальной телерадиокомпании Узбекистана «Узбекистон» и «Ёшлар» бесплатно предоставлено по 638 минут, на 12 местных телерадиоканалах Национальной телерадиокомпании Узбекистана – по 206 минут, на телерадиоканале «Тошкент» – по 286 минут эфирного времени. Кандидатам бесплатно предоставлены в главных газетах республики «Халк сузи», «Народное слово» и «Правда Востока» по 6 полос, в газетах «Овози тожик» и «Нурлы жол» – по 5 полос, а также в 30 местных газетах в целом – по 55,5 полосы печатной площади.
При этом Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан подчеркивает, что во время избирательной кампании требуется содействие кандидатам в создании атмосферы гласности и открытости, распространении любой информации, связанной с их предвыборной агитацией, с учетом критериев оперативности, адекватности, равенства и объективности. При освещении предвыборной деятельности кандидатов в новостных передачах и иных информационных материалах средства массовой информации обеспечивают равные условия, в том числе по продолжительности и объему освещения, используют преимущественно передачу в эфир и публикацию материалов единым информационным блоком.
Центризбирком подписал со государственными и негосударственными СМИ ряд двусторонних соглашений об освещении хода подготовки и проведения выборов Президента Узбекистана. В рамках их реализации достигнута договоренность по последовательному освещению деятельности избирательных комиссий, созданию широких и равных возможностей для кандидатов в использовании СМИ.
Следует отметить, что Руководящие принципы относительно выборов конкретизируют требования и к избирательным комиссиям. Среди них прозрачность, беспристрастность и независимость от политически мотивированного манипулирования обеспечат надлежащее управление избирательным процессом от начала избирательной кампании до окончания подсчета голосов и объявления результатов. По информации ЦИК Узбекистана, более 500 представителей зарубежных и местных СМИ будут освещать предстоящие выборы. Они регулярно приглашаются на все мероприятия, проводимые Центризбиркомом.
На практике СМИ, независимо от формы их собственности, освещают подготовку к выборам более широко, чем это предусмотрено законом. Ими тщательно отслеживаются решения и действия избирательных комиссий, о которых они информируют, анализируют, разъясняют.
Важно подчеркнуть, что избирательная кампания по выборам Президента Узбекистана в эти дни широко освещается и в международном информационном пространстве. В частности, о ходе подготовки к этому важному политическому событию в жизни нашей страны рассказывают такие СМИ, как информационные агентства РИА Новости, NewsTes и Sputnik (Россия), немецкий информационный портал Duesseldorfer Blatt, издания Fair News, ReiseTravel (Германия), газета China Daily, Шанхайское международное пресс-бюро The Paper (Pengpai News), иранская англоязычная газета Tehran Times, межарабский информационный портал «Асия аль-Явм» (Азия сегодня) и другие крупные издания зарубежных стран. Как показывает анализ, до настоящего времени в национальных и зарубежных печатных и электронных СМИ опубликовано более двух тысяч материалов, связанных с избирательной кампанией.
Можно с уверенностью сказать, что принятые в Узбекистане меры по обеспечению гарантий беспристрастности в освещении избирательной кампании, исключению барьеров для доступа к СМИ политических партий и кандидатов, внедрению новых информационно-коммуникационных технологий на президентских выборах, позволят, во-первых, обеспечить открытость и гласность всего выборного процесса, во-вторых, гарантировать реализацию избирательных прав граждан, в-третьих, дать избирателям полную информацию о политических партиях, участвующих в выборах, биографиях и предвыборных программах кандидатов, сути и значимости выборов в целом.
Акмал БУРХАНОВ,
депутат Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Новости по теме
09:59 / 27.12.2024
В Азербайджане потребовали извинений от России за крушение самолета
16:19 / 21.12.2024
Количество подписчиков Kun.uz на YouTube превысило 3 миллиона
11:53 / 29.10.2024
В ЕС прокомментировали итоги парламентских выборов в Узбекистане
17:30 / 25.10.2024