Узбекистан | 18:51 / 09.03.2017
3809
16 минут чтения

Через портал — к пользователям

Развитие информационных технологий ускоряет и повышает качество происходящих в обществе процессов. ИКТ открывают перед нами все новыеи новые возможности.

Приметой времени стала система «Электронное правительство». Пока она знакома не всем жителям республики. Но, как показывает практика многих стран, со временем без нее просто нельзя обойтись.

Важно сказать, что «Электронное правительство» — это не дополнение к традиционному правительству. По сути оно автоматизирует админист­ративные процессы в масштабах страны и служит повышению эффективности госуправления, а также сокращению возни­кающих в связи с этим издержек.

Три вектора

«Электронное правительство» обеспечивает взаимодействие по трем направлениям: государство — государство, государство — бизнес и государство — граждане. На уровне межведомственного взаимодействия «Электронное правительство» позволяет: повысить эффективность обмена информацией между госучреждениями, а также качество планирования и управления на местах; осуществлять постоянный мониторинг общественного мнения и оказывать влияние на него. В сфере взаимоотношений бизнеса с государством осуществляется автоматизация административных процедур, что позволяет предпринимателям существенно сократить свои временные и финансовые издержки, например, элект­ронизация регистрации бизнеса, предо­ставление налоговой и статистической отчетности, подача таможенных деклараций и т. п.

«Электронное правительство» призвано создавать дополнительные механизмы обратной связи с населением, обеспе­чивать эффективность, оперативность и прозрачность деятельности гос­органов, способствовать исполнитель­ской дисциплине, формировать базы данных государственных органов в рамках возложенных на них функций, Единый портал интерактивных государственных услуг и Единый реестр электронных государственных услуг. В спектр задач также входит внедрение в системе государственного управления принципа «одно окно» при осуществлении взаимоотношений с населением за счет формирования механизмов электронного документооборота, взаимодействия и обмена информацией между базами данных государственных органов и ряд других.

В 2013 году в Узбеки­­­­с­тане был запущен Единый портал интерактив­ных государственных услуг (ЕПИГУ). Уже к началу марта нынешнего года на портале внедрено 308 электронных услуг, которые делятся на информационные (офлайн), полуавтоматические, автоматические и интерактивные. Портал интегрирован с информационными системами и ресурсами Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, системой идентификации ID.UZ, Народного банка Республики Узбекистан, порталом системы оценки воздействия актов законодательства (regulation.gov.uz), системой «Тадбиркорлик». В настоящее время идет работа по интеграции с информационной системой «Одно окно», единой информационной системы идентификации. Количество обращений на Единый портал интерактивных государственных услуг превысило миллион. Их значительный рост за последнее время объясняется увеличением спект­ра интерактивных государственных услуг. На сегодняшний день более 2 400 органов государственного и хозяйственного управления, включая под­ве­домствен­ные структуры, предоставляют электронные услуги через ЕПИГУ.

А как у них?

На сегодняшний день в мире наиболее эффективными системами электронного правительства отличаются такие государства, как Республика Корея, Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Норвегия, Канада, Нидерланды, Дания и Германия. Большинство предоставляемых в этих странах гос­услуг можно получить через интернет в режиме онлайн, не выходя из дома. Среди них: ответы на запросы в госорганы, различные платежи, получение форм официальных документов, их заполнение и отправка с идентификацией электронной подписи, прием в вузы на дистанционные формы обучения; подача заявлений в полицию и многие другие. В Республике Корея, например, официальный веб-портал позволяет заявителям в любое время следить за всем «маршрутом движения» документа при рассмотрении.

Правительство в действии

Ключевыми элементами работы электронного правительства в любой стране являются национальные базы данных и электронные реестры, систематизирующие информацию о физических и юридических лицах, об автомобильном транспорте, недвижимости, предоставляемых услугах и т. п. Обеспечение их централизованного хранения возлагается на Центр «Узинфоком».

В рамках развития национальной информационной системы сегодня в Узбекистане разрабатывается шесть различных баз данных и 12 комплексов информационных систем (КИС). Так, КИС «Солик» состоит из десяти программных продуктов и 31 автоматизированной информационной системы, ее запуск позволит электронизировать 31 услугу Государственного налогового комитета. Кроме этого, действуют такие комплексные информационные системы, как «Клиринг», «Харид», «Бюджет», «Божхона», «Лицензия» и «Адлия», которые позволили автоматизировать процесс сбора и обработки данных в соответствующих сферах и электронизировать часть их услуг. В процессе внедрения находятся системы «Согликни саклаш» (Здравоохранение), «Таълим» (Образование) и «Коммунал». В ближайшие годы планируется начать разработку систем «Адлия-2» (Юстиция 2), «Нафака» (Пособие) и «Давлат бошкаруви» (Государственное управление). В 2016 году была завершена работа и по формированию соответствующих баз данных, за исключением данных «Кадастр и регистрация недвижимости» и Национальная геоинформационная система.

Сегодня в Узбекистане вся налоговая и статистическая
отчетность хозяйствующих субъектов сдается в электронном виде через интернет, совершен переход на электронное декларирование товаров и регистрацию экспортно-импорт­ных контрактов.

В 2015 году запущен Портал открытых данных, на начальном этапе работы которого была представлена информация по ­80 видам данных от восьми учреждений. На данный момент на нем размещено 2 216 открытых наборов данных от 120 организаций по таким направлениям, как экономика, здравоохранение, образование, транспорт и т. д.

Комплексной программой развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбеки­стан на 2013—2020 годы предусмотрено последовательное развитие высокоскоростной телекоммуникационной инфраструктуры для эффективного функционирования электронного правительства. Например, до 2020 года планируется реализовать 17 крупномасштабных проектов по расширению пропускной способности каналов доступа из Узбекистана к внеш­ним магистралям интернет, развитию широкополосного доступа, в том числе в удаленных регионах страны. Кроме того, до 2020 года будет осуществ­лено 22 проекта по обеспе­чению и совершенствованию электронных взаимоотношений граждан с госорганами.

Государство — бизнес

Развитие электронного правительства положительно сказывается на качестве деловой среды. Так, за последние пять лет в отчете Всемирного банка «Doing Business» по условиям ведения бизнеса общий рейтинг республики поднялся со 150-го места в 2011 году на
87-е место в 2016 году.

На ЕПИГУ внедрены, в частности, такие услуги, как подача жалоб на нарушения установленных процедур, регистрация предпринимателей с учетом идентификации заявителя через мобильный телефонный номер, подача заявки на подключение к инженерно-коммуникационным сетям, подача жалобы на некачественное оказание жилищно-коммунальных услуг, подача заявки на приобретение отечественного автотранспорта для субъектов предпринимательства, оформление заявлений на регистрацию прав на недвижимое имущество.

С 2014 года на ЕПИГУ внедрена бесплатная регистрация экспортных и импортных контрактов. Банки, налоговые и таможенные органы стали осуществлять мониторинг внешнеторговой деятельности хозсубъектов через Единую электронную систему внешнеторговых операций. На сайте Го­сударственного таможенного комитета (www.customs.uz) функционирует портал приема электронных грузовых таможенных деклараций. В 2015 году был создан специальный информационный портал по госзакупкам и введена их новая форма — электронные торги. Благодаря внедрению дистанционного банковского обслуживания уже в 2016 году 1 847 569 пользователей направили электронные заявки на получение кредитов.

Рейтинг

Согласно оценкам экспертов ООН, в 2016 году Индекс развития электронного правительства Узбекистана составил 0,5434, или 54 процента от возможного максимального значения, что позволило республике перейти в группу стран с высоким уровнем развития элект­ронного правительства (индекс выше 50%).

В 2016 году Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам опубликовал очередной доклад об уровне развития электронного правительства в разных государствах мира. В соответствии с методологией ООН, рейтинг стран формируется в зависимости от Индекса развития электронного правительства, который состоит из трех компонентов: развитости ИКТ-инфраструктуры, человеческого капитала и предоставляемых электронных услуг. Непо­средственное положительное влияние на это оказал рост другого важного индикатора — Индекса электронного участия, оценивающего результативность работы правительства по использованию ИКТ в целях развития диалога между гражданами, бизнесом и госорганами.

В рейтинге электронного участия Узбекистан поднялся на
24 позиции — с 71-го места в 2014 году до 47-го в 2016-м. По темпу роста данного индекса республика заняла первое место среди стран Центральной Азии и третье — в СНГ. Эксперты ООН обратили внимание на запуск в Узбекистане портала ЖКХ (e-kommunal.uz), портала открытых данных (data.gov.uz) и обсуждения проектов нормативно-правовых актов (regulation.gov.uz) в качестве положительных примеров повышения открытости госорганов и развития механизмов обратной связи с населением.

Основной вклад в повышение индекса развития электронного правительства Узбекистана внес такой компонент, как уровень предоставления электронных услуг (рост 56%). На этом фоне рост субиндекса развитости ИКТ-инфраструктуры был незначительным (6%). Он рассчитывался исходя из количества абонентов стационарной и мобильной ­телефонной связи, фиксированной и беспроводной широкополосной связи, а также доли населения, пользующегося интернетом. Так, в 2016 году доля населения Узбеки­стана, регулярно пользующегося интернетом, составила 46,4 %, а тех, кто имеет фиксированный широкопо­лосный доступ в интернет — всего около 1 миллиона 900 тысяч.

Субиндекс развитости человеческого капитала опустился на 3,5%. Здесь оценивался уровень грамотности взрослого населения, степень охвата населения системой образования.

По мнению специалистов, прогресс в развитости онлайн-услуг достигнут в основном за счет запуска портала открытых данных, развития возможностей оплаты коммунальных услуг через интернет, расширения предоставления населению разных онлайн-консультаций.

Что мешает единству?

Эффективная работа «электронного правительства» практически невозможна без слаженной системы межведомственного электронного взаимодействия. В нашей стране до сих пор не достигнуты намеченные в рамках программы развития «электронного правительства» задачи по интегрированию баз данных уполномоченных государственных органов по регистрации, выдаче лицензий и других разрешительных документов субъектам предпринимательства. Не переведены на интерактивную основу процедуры по предоставлению земельных участков и выдаче разрешений на строи­тельство, регистрации прав на собственность, подключению
к инженерно-коммуникационным сетям с оптимизацией процессов рассмотрения и согласования документов в уполномоченных органах. Не объединены на одной платформе комплексы информационных систем «Солик», «Божхона», «Лицензия», «Коммунал» с возможностью прохождения всех процедур по принципу «одно окно».

Сегодня каждое ведомство использует собственные регламенты делопроизводства и ад­министративных процедур, со всеми вытекающими отсюда проблемами. Это существенно затрудняет свод и обработку данных, создает излишние бюрократические барьеры при реализации административных процедур. Зачастую необходимость физического присутствия заявителя и предоставления оригиналов всех документов на этапе выдачи разрешительного документа (в целях удостоверения их подлинности) нивелирует эффект дистанционного оказания госуслуги.

Следствием такой дезинтеграции становятся дублирование, «частичная» автоматизация, закрытость информационных ресурсов. В результате внедрение информационных систем и ресурсов не дает существенного эффекта с точки зрения обеспечения социально-экономического развития той или иной территории и повышения качества жизни населения.

Так, в отчете «Doing Business-2016» по исследованиям в Узбекистане в рамках оценки индикатора «Получение разрешения на строительство» были учтены дополнительные шесть процедур со сроком прохождения в 28 дней. В результате этот показатель стал единственным, по которому Узбекистан ухудшил свои позиции, по сравнению с 2011 годом. Остаются самыми сложными процедуры, связанные с предоставлением земельных участков и получением разрешений на строительство, что подтверждает результаты опросов среди субъектов предпринимательства.

Сегодня 37,5% респондентов негативно оценивают условия получения земли для бизнеса, в том числе в Бухарской области — 50,3%, Андижанской — 48,6%, Джизакской — 38,4%, Самаркандской — 37,7%, Наманганской — 37,4% и г. Ташкенте — 38%. Похожая ситуация складывается и с индикатором «Регистрация собственности».

Приоритеты

Для перехода на новый качественный уровень функционирования электронного правительства важно уделить особое внимание таким вопросам, как реинжиниринг бизнес-процессов и расширение использования системы межведомственного электронного взаимодействия. Функционирование электронного правительства предусматривает пересылку данных за пределы гос­учреждений, что актуализи­рует вопрос о совершенствовании систем информационной безопасности.

Переход к электронному взаимодействию между информационными системами различных ведомств и есть процесс формирования элект­ронного правительства. В цент­ре это­го процесса должен
стоять пользователь, а не государственный орган.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017—2021 годах пристальное внимание уделяется созданию условий для дальнейшего эффективного развития электронного правительства. В частности, в Год диалога с народом и интересов человека намечена разработка соответствующей программы действий на 2018—2021 годы. Уже в нынешнем году будет внедрен целый ряд интерактивных государственных услуг, планируется запуск портала «Лицензирование», будут упрощаться и автоматизироваться нотариальные услуги. Продолжится унификация разрешительных документов по экспортно-импортным операциям. Будут приняты меры по повышению доступа к интернету и компьютерной грамотности работников госорганов и населения.

Успешное решение этих и ряда других актуальных задач позволит значительно улучшить качество и количество государственных услуг, поднять на новый, более высокий уровень взаимоотношения государства и общества.

По материалам
Центра экономических исследований Узбекистана подготовила

Фирюза КУБАРЕВА

Новости по теме