Проблемы принудительного труда в Узбекистане (часть 1)
Кто кого от кого защищает?
В последнее время в Узбекистане активно обсуждаются проблемы принудительного труда. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в ходе своего визита в Сырдарьинскую область отметил, что пришло время полностью искоренить принудительный труд.
Об этом президент также говорил 19 сентября 2017 года на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Президент подчеркнул, что в сотрудничестве с Международной организацией труда приняты действенные меры по искоренению детского и принудительного труда.
17 апреля текущего года в Кабинете Министров Узбекистана прошло специальное совещание, посвященное вопросам запрета на привлечение работников медицинских и образовательных учреждений, студентов, представителей социальной сферы на полевые и благоустроительных работы. Некоторые чиновники получили предупреждения и выговоры.
Так давайте выясним, что же такое принудительный труд?
В 1930 году Международная организация труда (МОТ) приняла Конвенцию №29 «О принудительном или обязательном труде». В настоящей Конвенции термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
Кстати, Узбекистан являясь членом МОТ и ратифицировал 14 конвенций МОТ, в том числе № 29.
В национальном законодательстве «принудительный труд» - это принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания (в том числе в качестве средства поддержания трудовой дисциплины). Об этом говорится в статье 7 Трудового кодекса Республики Узбекистан.
При этом, согласно Трудовому кодексу, не считается принудительным трудом работа, выполнение которой требуется:
- на основании законодательных актов о военной или альтернативной службе;
- условиях чрезвычайного положения;
- вследствие вступившего в законную силу приговора суда;
- в других случаях, предусмотренных законом.
О каких «других случаях» идет речь мы не знаем, но продолжим.
Хотя в законодательстве не приводятся формы принудительного труда с которыми люди часто сталкиваются, мы решили привести некоторые примеры:
- сельское хозяйство;
- строительные работы;
- благоустройство;
- коммунальные работы и т.д.
Де-юре: В Узбекистане принудительный труд запрещен Конституцией
Де-факто: В 2017/2018 учебном году к работам по уборке улиц было привлечено 17 тысяч, очистке арыков - 4 тысячи, к строительным работам - 7 тысяч, полевым работам, прополке, чеканке, уборке урожая - 23 тысяч студентов и преподавателей.
Также, к различным работам привлекались более 9 тысяч студентов и преподавателей в Каракалпакстане, 8,5 тысячи - в Андижанской, 5 тысяч - в Джизакской, 2,6 тысячи - в Наманганской, около 5,5 тысячи - в Ташкентской областях. Это статистика Кабинета Министров Узбекистана.
Существует ли ответственность за принуждение?
В статье 51 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности предусмотрена административная ответственность за принуждение к труду.
Отмечается, что административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом, влечет наложение штрафа от одного до трех минимальных размеров заработной платы.То же правонарушение, совершенное в отношении несовершеннолетнего влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.
А кого штрафовали?
Изучили всю доступную информацию. Ничего не нашли. За 27 лет независимости Узбекистана никого не штрафовали. По крайней мере, согласно нашей статистике. Интересно, что фактов о принудительном труде много, но все в разрезе районов, городов и областей остаются без наказания.
Остается открытым и другой вопрос. Кого будут штрафовать? Кто будет штрафовать? Органы прокуратуры, МВД, профсоюз или хокимияты?
Вряд ли районный прокурор будет штрафовать хокима. Они ведь вчера вместе в чайхане сидели и кушали плов...
Ну да, забыли о директоре школы. Бедный директор. Его точно можно оштрафовать или хотя бы взять разъяснительную записку. Хотя… его сын в Ташкенте где-то в спец. подразделении работает. Ладно, учитель так учитель… Обойдется.
Как видите, не существует четкого правового механизма защиты и наказания.
Да, мы много декларируем, но практически ничего не исполняем.
Ну даже если механизм разработают, будет ли добросовестное отношение к работе, к равноправию, к правосудию? Это уже другой вопрос.
Уголовное наказание
Соответствующего уголовного наказания за принуждение к труду в Узбекистане нет. В 2008 году Уголовный кодекс Узбекистана дополнили следующим термином – эксплуатация людей.
Согласно законодательству, эксплуатация людей – это эксплуатация проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние либо изъятие органов или тканей человека.
При этом термин «эксплуатация людей» используется в статье 135 Уголовного кодекса Узбекистана – Торговля людьми. Отмечается, что торговля людьми, это и есть купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение в целях его эксплуатации.
Согласитесь, что уборка дворов или сбор хлопка учителями школ не входит в категорию «торговля людьми».
Значит, уголовного наказания за принуждение к труду все-таки нет.
Для сравнения:
Статья 173 Уголовного кодекса Украины:
Грубое нарушение соглашения о труде должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным ими лицом путем обмана либо злоупотребления доверием или принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением - наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.
Как видно, украинские законодатели учли, что при нарушении трудового договора и принуждения к труду, работодатель может попасть за решетку до двух лет.
Все-таки очень надеемся, что законодатели и исполнители начнут наказывать тех, кто регулярно нарушает трудовое законодательство и принуждает людей к различным работам.
Говоря об уголовной ответственности, скажем одно: время уже пришло. Раз чиновники не могут понять это 27 лет, возможно они поймут и решат проблему после привлечения к уголовной ответственности.
Независимый эксперт Kun.uz
Улугбек Акбаров
Новости по теме
14:11 / 21.12.2024
Процесс вступления Узбекистана в ВТО перешел на финальную стадию
19:29 / 19.12.2024
Узбекистан аккредитовал своего посла в Кипре
12:54 / 19.12.2024
Узбекистан продолжит поставку электроэнергии в Афганистан в 2025 году
13:11 / 18.12.2024