СГБ Узбекистана: Законность и права граждан в приоритете
5 апреля 2018 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал закон «О Службе государственной безопасности республики Узбекистан». В рамках реформы Службы национальной безопасности (СНБ), ведомство было переименовано в Государственную службу безопасности (СГБ). О реформировании данной службы Президент заявил во время послания парламенту страны по итогам 2017 года. В общей концепции стратегии развития Узбекистана на 2017-2021 гг.это вполне планомерный и рациональный шаг: «Настало время реформировать СНБ…», этими словами глава государства подчеркнул необходимость и своевременность принятия закона.
Мы решили понять причины, проанализировать документ и сделать выводы.
Немного истории
Нужно отметить тот факт, что в эпоху СССР Государственная служба безопасности играла значимую роль и имела огромные полномочия. КГБ СССР был создан 13 марта 1954 года при Совете Министров СССР. В составе КГБ существовало 21 управление и главное управление структуры, по всей стране действовали «первые отделы» КГБ, которые работали на предприятиях и в учреждениях: держали контроль над общественными настроениями. В народе КГБ называли организацией «Щита и меча», обращаясь к символике ведомства. Все чаще говорили о том, что в большинстве случаев, работает принцип «меча», нежели «щита» указывая на силовые методы структуры и тотальный социальный контроль. КГБ занимался всем от охраны первого лица государства до разведки.
В 60-е значение КГБ возросло, так как в 1967 году его председателем стал Юрий Андропов. В 1978 году пятый отдел КГБ опять начал осуществлять политические репрессии. Даже после ухода Юрия Андропова на работу в ЦК КПСС, он продолжал ставить на ключевые должности преданных ему людей. В 70-80-е годы народ окрестил КГБ «конторой», все чаще указывая на партийность руководства структуры. КГБ начал терять свое «лицо». В конце 80-х были попытки реабилитации, структуры КГБ перешли в ведение республиканских органов власти, но в процессе распада СССР в1991 году комитет был распущен.
После развала Советского союза, в целях защиты интересов республики 25 августа 1991 года по указу Президента Узбекской ССР, Комитет государственной безопасности (КГБ) был взят под юрисдикцию республики и департизирован. 26 сентября 1991 года КГБ Узбекской ССР был преобразован в Службу национальной безопасности Республики Узбекистан. Возглавил ведомство генерал-лейтенант Гулам Алиев.
В 1995 году СНБ возглавил заместитель Гулама Алиева Рустам Иноятов. Задачей ведомства теперь было сохранение целостности и суверенитета независимого Узбекистана, обеспечение безопасности страны, но структура работы и кадровая система оставались «наследницами» старой эпохи.
Положение о деятельности СНБ было утверждено 26 лет назад. За этот период по оценке главы государства СНБ безосновательно расширяло свои полномочия и сферу деятельности, структура самого закона о службе не менялась. Принимая во внимание процесс формирования новой стратегии власти и учитывая историческиепредпосылки, возник вопрос о реформировании и реорганизации ведомства. В ходе одного из своих выступлений Шавкат Мирзиёев заявил, что прошло время вмешательства СНБ во все сферы, прикрываясь «конторой», время пренебрежения интересов народа и Родины. Ну, а с точки зрения истории — это абсолютно нормальный процесс: новый лидер - новая динамика. В данном случае динамика безопасности и законности.
Кадры решают всё
В конце января 2018 года президент подписал указ об освобождении от должности председателя СНБ генерал-полковника Рустама Иноятова. Службу госбезопасности возглавил бывший генеральный прокурор республики Ихтиёр Абдуллаев. Учитывая тот факт, что Ихтиёр Абдуллаев имеет опыт работы в судебной системе, системе координации действий правоохранительных и контрольных органов, мониторинга законодательства, его назначение на должность председателя СГБ вполне рационально. А если учитывать фактор надзора Генеральной прокуратуры над деятельностью СГБ, то и здесь опыт бывшего генерального прокурора будет очень кстати.
В одном из своих интервью СМИ Ихтиёр Абдуллаев отметил, что в течении 26 лет деятельность службы не регулировалась в рамках закона, а это, в свою очередь, принесло достаточно проблем.
Если говорить о кадрах, то стоит отметить структурный сдвиг в СГБ. Теперь назначать главу СГБ и его заместителей будет президент страны. Ранее, первый заместитель и заместители председателя СНБ назначались постановлением Кабинета Министров при президенте по представлению председателя СНБ. Такое изменение, это своего рода усиления контроля над ключевыми постами. Оправдано ли это с точки зрения закона? Вполне. По Конституции Республики Узбекистан президент выступает гарантом прав и свобод граждан и принимает необходимые меры по охране суверенитета и безопасности страны, поэтому такой шаг вполне логичен.
Новый закон – новые принципы?
Итак, закон включает в себя 9 глав и 48 статей, которые определяют задачи, структуру, методы и принципы работы. Во-первых, основные понятия закона это: государственная безопасность, государственные интересы, разведывательная и контрразведывательная деятельность. Здесь все понятно и прозрачно. Основными направлениями деятельности останутся обеспечение государственной безопасности, защита границы, борьба с терроризмом и экстремизмом, охрана государственных секретов, участие в реализации стратегических инициатив (обороноспособность).
Что же касается принципов, то в новом законе они сохранили правовую основу, но стали более социально значимыми. Например, опора на помощь граждан и поощрения за оказании помощи и содействию СГБ, приоритет профилактики правонарушений, борьба с коррупцией в государственнқх органах, защита культурно-исторического и духовного наследия. Стоит отметить и тот факт, что сама система закона принимает во внимание основные процессуальные аспекты. Например, уведомление прокурора в письменном виде в течении 24 часов при проникновении сотрудников СГБ в жилые помещения, в ходе оперативной деятельности. Особое внимание уделяется пределам применения физической силы, специальных средств и оружия. Например, запрещается нанесение человеку ударов резиновой палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органом и область проекции сердца, исключительными являются случаи вооруженного сопротивления или группового нападения, реально угрожающих жизни граждан или сотрудников СГБ.
Принцип независимости: служба подчиняется только закону. Под запретом - вмешательство государственных органов и должностных лиц в работу ведомства, а это значит, что действия СГБ будут объективными и независимыми;
Принцип единства: ведомство централизованно, возглавляется председателем, председатель в свою очередь подчиняется только Президенту;
Принцип конспирации: это особый порядок деятельности с учетом специализации службы, правила получения и хранения информации.
Соблюдение законности
Выше, мы уже говорили о том, что СГБ при осуществлении своей деятельности подчиняется и подотчётна непосредственно президенту республики. Она также регулярно информирует Комитет Сената Олий Мажлиса республики по вопросам обороны и безопасности по основным направлениям своей деятельности. Надзор за точным и единообразным исполнением законов в деятельности СГБ осуществляется генеральным прокурором республики Узбекистан, и подчинёнными ему, прокурорами.
Такого вида контроль необходим для обеспечения принципа законности в работе службы. В законе об СГБ четко прописаны нормы соблюдения Конституции. Следовательно, конституционных прав и свобод граждан. Новым законом Служба госбезопасности определена специальным уполномоченным органом, осуществляющим защиту конституционного строя, суверенитета и интересов Узбекистана от внешних и внутренних угроз. Учитывая, тот факт, что глава СГБ имеет большую практику работы в органах прокуратуры, приоритетность принципа законности становится ещё более оправданной.
Защита граждан и государства
В государственном механизме одним из важнейших аспектов является стабильность развития и обеспечение мира. Угрозы безопасности для государства и общества и в мировом, и в региональном плане остаются актуальными. Например, процесс активизации ИГИЛ, увеличение вероятности попыток ввоза оружия и наркотиков, стремление различных сепаратистских сил влиять на общество через деструкцию религии и культуры.
В мировом масштабе особо актуальной стала проблема так называемого «инвестирования» в государственную дестабилизацию. Это своего рода проекты по свержению легитимной власти, политический экстремизм, который разрушает государство изнутри. Эти вопросы уже затронули «соседей» по СНГ. Государственные системы и экономика разрушаются с помощью проплаченных «политических оппозиций», «цветных революций», религиозных фанатиков. Учитывая эти угрозы стабильности и мира, организация безопасности общества и страны требует нового взгляда на систему организации идеятельности Службы госбезопасности.
Подводя итог
Анализируя закон «О Службе государственной безопасности», кадровые перестановки и расставленные приоритеты законности и права,можно с уверенностью сказать, что пришло время перемен. Время, когда спецслужба перестает быть монополистом. И это абсолютно нормальный процесс, через который в тот или иной период истории проходят все государства. Государства, где госбезопасность - это прежде всего «щит», оберегающий права и свободы граждан, закон и мир.
Наташа Кучерявая
Новости по теме
11:39 / 21.11.2024
Совместные учения Узбекистана и Казахстана Hanjar-2024 завершились
18:34 / 15.11.2024
Новый посол Узбекистана в ЕС вручил верительные грамоты Шарлю Мишелю
09:35 / 14.11.2024
Узбекистан вошел в топ-10 стран по добыче золота за 2023 год
13:36 / 13.11.2024