Попавший под санкции друг Путина продал самолет
Миллиардер Геннадий Тимченко, один из друзей президента России Владимира Путина, продал свой личный самолет, свидетельствуют данные брокера и авиационного реестра. Избавиться от бизнес-джета Тимченко пришлось после введения против него санкций США, что сделало использование самолета невозможным, пишет агентство Рейтер.
Новым владельцем самолета стала дочерняя компания суверенного инвестиционного фонда России - Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), показывают данные авиационного реестра Люксембурга. РФПИ не ответил на вопросы Рейтер о покупке самолета. Представитель Тимченко сказал, что бизнесмен и его структуры «уже несколько лет не имеют отношения к упомянутому самолету».
Путин называл Тимченко, заработавшего состояние на торговле нефтью, одним из своих ближайших соратников. В 2013 году бизнесмен купил Gulfstream G650, показывают регистрационные документы. Стоимость такого самолета обычно начинается от $60 миллионов.
В апреле 2014 года США в ответ на аннексию Россией украинского Крыма включили Тимченко в санкционные списки. Минфин США назвал тогда Тимченко членом ближнего круга Путина.
В интервью российскому госагентству ТАСС в 2014 году бизнесмен сказал, что американская Gulfstream Aerospace Corporation аннулировала контракт на обслуживание самолета.
«Мой Gulfstream нельзя эксплуатировать, поскольку компания не обеспечивает его запасными частями, летчики не вправе пользоваться навигацией, встроенными картами», - цитировал ТАСС Тимченко.
С тех пор самолет Тимченко дважды переходил в реестры воздушных судов разных стран. У него менялся хвостовой номер и офшорные компании, на которые он был оформлен, свидетельствуют реестры. Конечные владельцы этих офшорных компаний никогда не раскрывались.
Рейтер смог отследить эти изменения с помощью заводского серийного номера - уникального кода, который не меняется у самолета на протяжении всего периода его эксплуатации.
В июне 2018 года в реестре воздушных судов Люксембурга появился новый владелец самолета: зарегистрированная на Кипре Amerivo Holdings Limited. Эта компания является 100-процентной «дочкой» РФПИ, свидетельствует годовой отчет РФПИ.
Матье Пезен, исполнительный вице-президент монакской брокерской компании Boutsen Aviation, сказал Рейтер, что в прошлом году его компания была нанята для продажи G650.
По словам Пезена, в то время владельцем самолета был уже не Тимченко, а российский бизнесмен, купивший G650 у Тимченко примерно в середине 2016 года. Брокер отказался назвать имя бизнесмена, который купил самолет у Тимченко.
Через полгода после покупки новый неназванный владелец G650 нанял Boutsen Aviation для продажи самолета, говорит Пезен. Но подходящих предложений тогда не было, и сделка не состоялась. По словам Пезена, в сентябре 2016 года самолет оценивался в $50 миллионов.
Вице-президент Boutsen Aviation считает, что самолет в итоге был продан - без содействия его брокерской компании - в марте или апреле 2018 года.
Рейтер не удалось установить, за какую сумму самолет был куплен РФПИ. Тимченко отказался отвечать на вопрос, владеет ли он другими воздушными судами, сообщил представитель бизнесмена.
На сайте Gulfstream рассказывается о возможном дизайне самолета G650, который включает в себя кожаные кресла ручной работы, конвекционную печь и морозильник, шкаф для хрустальной посуды и персональную каюту.
Первоначальным владельцем самолета с хвостовым номером LX-SIX был зарегистрированный на Британских Виргинских островах LTS Holdings Limited, согласно данным реестров самолетов острова Мэн и Финляндии. В 2015 году США включили эту компанию в санкционные списки, обвинив ее в том, что она действует в интересах Тимченко и его структур.
Еще один российский миллиардер, подвергшийся санкциям США - металлургический магнат Олег Дерипаска – весной 2018 года вернул арендованные им три частных самолета. Из-за того, что Дерипаска включен в черный список, он не может пользоваться своими самолетами, сообщила в мае Рейтер компания, нанятая для продажи лайнеров.