Жаҳон | 10:33 / 12.07.2018
1527
16 минут чтения

Человеческий капитал: как убедить правительства инвестировать в людей

Правительства, стремясь обеспечить экономический рост, предпочитают инвестировать в физический капитал – новые дороги, красивые мосты, сверкающие аэропорты и другую инфраструктуру, пишет президент Всемирного банка Джим Ён Ким.

Как правило, они гораздо менее заинтересованы в инвестировании в человеческий капитал, который представляет собой совокупность здоровья населения, навыков, знаний, опыта и образа жизни. Это большая ошибка, поскольку пренебрежение инвестициями в человеческий капитал может резко снизить конкурентоспособность страны, для экономического роста которой необходимо постоянное увеличение числа талантливых людей.

На протяжении всей деятельности Группы Всемирного банка наши эксперты в области развития изучали каждый аспект того, что способствует росту экономики, помогает людям вырваться из бедности и как развивающиеся страны могут инвестировать в процветание.

В 2003 году банк опубликовал первый ежегодный отчет «Doing Business», в котором был проведен сравнительный анализ стран по каждому критерию, начиная от уровня налогообложения до исполнения контрактов.

Выводы отчета было невозможно игнорировать: главы государств и министры финансов столкнулись с риском, что прямые иностранные инвестиции могут снизиться, поскольку компании предпочитают инвестировать в страны с лучшим деловым климатом. За прошедшие 15 лет отчеты «Doing Business» способствовали реализации свыше 3180 реформ.

Сегодня банк придерживается аналогичного подхода, побуждая правительства инвестировать в людей. Сотрудники Группы Всемирного банка разрабатывают новый индекс для измерения того, как человеческий капитал способствует производительности следующего поколения работников.

Индекс будет представлен в октябре этого года на ежегодном совещании Группы Всемирного банка на Бали, он будет измерять состояние здоровья, а также количество и качество образования, на которое может рассчитывать родившийся сегодня ребенок при достижении им 18 лет.

Ученые многое знают о преимуществах, которые даёт развитие человеческого капитала. Но их знания не стали убедительным призывом к действию для развивающихся стран.

Одним из сдерживающих факторов является нехватка достоверных данных, которые четко указывают на преимущества инвестирования в человеческий капитал, не только для министров здравоохранения и образования, но также для глав государств, министров финансов и других влиятельных людей во всем мире. Вот почему индекс человеческого капитала в разных странах может эффективнее стимулировать подобные инвестиции.

За последние три десятилетия показатели продолжительности жизни в богатых и бедных странах начали сближаться. Значительно увеличился охват образованием. Но проблемы не закончились: почти четверть всех детей в возрасте до пяти лет недоедают, более 260 миллионов детей и молодых людей не обучаются в школах, 60 процентов детей младшего школьного возраста в развивающихся странах по-прежнему не могут получить минимальное образование.

Значение человеческого потенциала

Ценность человеческого капитала может быть рассчитана несколькими разными способами. Традиционно экономисты делали это, измеряя, насколько больше зарабатывают люди, которые дольше учились.

Исследования показали, что каждый дополнительный год обучения увеличивает доход человека в среднем на 10 процентов. Важным также является и качество образования. К примеру, в США в отдельно взятом классе начальной школы замена преподавателя низкой квалификации на специалиста со средним уровнем позволяет учащимся этого класса в течение жизни получить общий доход до 250 тысяч долларов.

Однако когнитивные способности – это не единственные показатели человеческого капитала. Социально-эмоциональные навыки, такие, как мужество, выдержка и добросовестность, часто имеют одинаково большую экономическую отдачу. Здоровье также имеет значение: более здоровые люди, как правило, более продуктивны в труде.

К примеру, исследование, проведенное в Кении в 2015 году, показало, что предоставление детям лекарств от гельминтов стоимостью всего лишь 30 центов привело к уменьшению количества пропусков в школах, а затем, уже во взрослой жизни, к увеличению заработной платы на целых 20 процентов.

Различные измерения человеческого капитала, начиная с раннего возраста, дополняют друг друга. Правильное питание и стимулирование развития в утробе матери и раннем детстве улучшают физическое и психическое благополучие в дальнейшей жизни. При этом некоторые пробелы в когнитивных и социально-эмоциональных способностях, имеющиеся в раннем возрасте, могут быть устранены позже, однако это обходится гораздо дороже, когда дети достигают подросткового возраста. Поэтому неудивительно, что развитие человеческого капитала в первые 1000 дней жизни ребенка является одной из наиболее экономически эффективных инвестиций, которые может сделать правительство.

Как все это связано с экономическим ростом? Во-первых, когда плюсуется выгода от индивидуальных инвестиций в человеческий капитал, общий эффект больше, чем сумма частей.

Возвращаясь к школьникам в Кении: дегельминтизация одного ребенка также снижает вероятность того, что другие дети заразятся паразитами. Это, в свою очередь, приводит к тому, что они лучше учатся и впоследствии, став взрослыми, получают более высокую заработную плату.

Некоторые из преимуществ от продвижения человеческого капитала накапливаются и выходят за пределы инвестируемого поколения. Например, просвещение матерей о пренатальной заботе о ребенке улучшает здоровье их детей в младенчестве.

Индивидуальные инвестиции в человеческий капитал суммируются: по подсчетам экономистов, инвестиции
в человеческий капитал объясняют от 10 до 30 процентов разницы в доходах на душу населения в разных странах.

К примеру, в середине 19-го века Бразилия поощряла иммиграцию образованных европейцев в Сан-Паулу. В результате через 100 лет в этом штате наблюдался более высокий уровень образования, большая доля занятых в промышленности по сравнению с сельским хозяйством и гораздо более высокий доход на душу населения.

Особенно большую отдачу дает образование, поэтому оно играет важную роль в сокращении масштабов нищеты. Это подтверждает история Ганы: в 1990-х годах и в начале нынешнего столетия страна удваивала расходы на образование и резко улучшала основные показатели.
В результате с 1999-го по 2012 год уровень грамотности в стране вырос на 64 процента, а уровень бедности снизился с 61 до 13 процентов.

Инвестиции в образование также могут уменьшить неравенство. В большинстве стран дети, родившиеся у более состоятельных родителей, начинают получать доступ к более широким возможностям на раннем этапе жизни, и это приводит к преимуществам в течение всей жизни, тогда как дети более бедных родителей упускают эти возможности.

Когда правительства предпринимают шаги для решения этой проблемы, наблюдается тенденция к уменьшению экономического неравенства. Исследование, проведенное в Северной Каролине, показало, что если Соединенные Штаты будут использовать эффективные программы развития с раннего детства, то неравенство в доходах в стране снизится на 7 процентов – достаточно для того, чтобы США достигли уровня Канады.

Выгода общества от инвестиций в человеческий капитал еще шире. Продолжительное обучение в школе снижает вероятность совершения человеком преступления.

В исследовании, проведенном в 2017 года в Либерии, торговцы наркотиками, воры и другие склонные к преступлениям мужчины были направлены на когнитивно-поведенческую терапию, чтобы привить такие навыки, как осознание своего эмоционального состояния, улучшение самоконтроля и ориентации в сложных ситуациях. Программа, сопровождавшаяся небольшими денежными затратами, значительно уменьшила вероятность возвращения этих людей к преступной жизни.

Человеческий капитал также связан с участием в жизни общества. В середине 1970-х годов Нигерия ввела всеобщее начальное образование, направив большое количество детей в начальную школу. По истечении нескольких лет эти молодые люди стали активно интересоваться новостями, говорить со своими сверстниками о политике, посещать собрания общин и принимать участие в выборах.

Инвестиции в человеческий капитал также повышают уровень доверия. Более образованные люди больше доверяют другим, и общества с более высоким уровнем доверия, как правило, имеют более высокий экономический рост. Они также более терпимы: исследования показывают, что школьные реформы, которые были осуществлены в Европе в середине двадцатого века, сделали людей толерантнее к мигрантам, чем раньше.

Видимые результаты

Человеческий капитал не реализуется сам по себе, он должен быть взращен государством. В частности, нередко не учитываются преимущества инвестиций в человека, распространяющиеся на других людей.

Принимая решение о том, следует ли, например, проводить дегельминтизацию своих детей, родители рассчитывают на потенциальное улучшение их здоровья, но редко учитывают, что лечение уменьшит риск заражения других детей.

Или – при принятии решения о том, следует ли оплачивать обучение своих детей в дошкольных учреждениях, родители не учитывают более широкие общественные выгоды от этого решения, такие, как снижение преступности и уменьшение числа заключенных.

В 2010 году изучение эффективности одной дошкольной программы, разработанной в Мичигане, показало, что за каждый потраченный 1 доллар обществу было возвращено от 7 до 12 долларов.

В некоторых случаях принятые в обществе нормы останавливают родителей от инвестирования в своих детей. Несмотря на то, что предпочтение родителей сыновьям над дочерьми хорошо известно, степень дискриминации может быть поразительной.

Так, правительство Индии подсчитало, что в стране насчитывается порядка 21 миллиона так называемых «нежеланных девочек», родители которых вместо появления дочерей хотели сыновей. Эти девочки получают гораздо меньше родительских инвестиций с точки зрения, как здоровья, так и образования.

В других случаях семьи хотят инвестировать в своих детей, но просто не могут себе этого позволить. Бедные родители талантливых детей не могут взять кредит, чтобы заплатить за обучение детей в школе. И даже когда образование бесплатное, родителям все равно приходится оплачивать транспортные и школьные расходы, не говоря уже о других ситуациях, когда ребенок не может учиться в школе, так как должен работать, чтобы обеспечить дополнительный доход для семьи.

Несмотря на важность для правительств инвестирования в человеческий капитал, политики зачастую препятствуют этому. У чиновников нет стимула поддерживать программы, которые потребуют десятилетий, чтобы окупиться.

Например, в условиях отсутствия пандемии политики могут пренебречь общественным здоровьем. Редки случаи финансирования программ общественного здравоохранения посредством повышения налогов или заимствования средств из более значимых расходов, к примеру, на инфраструктуру или общественные нужды.

В 2012 году правительство Нигерии столкнулось с серьезным сопротивлением, когда отменило субсидию на топливо в стране, чтобы направить больше средств на услуги по охране здоровья матери и ребенка. Освещение в СМИ было сфокусировано на отмене субсидии и уделяло мало внимания столь необходимому расширению первичной медико-санитарной помощи. После широких общественных протестов субсидия была восстановлена.

В некоторых странах такое сопротивление частично объясняется слабым общественным договором: граждане
не доверяют своему правительству, поэтому сомневаются, надо ли платить налоги, которые, по их мнению, будут растрачены впустую.

Проблема реализации в равной степени сложна. Во всем мире слишком много детей не умеют читать, потому что их учителя недостаточно подготовлены. «Показатели предоставления услуг» - инициатива, выявившая глубину этой проблемы. Она была выдвинута Группой Всемирного банка в партнерстве с Африканским консорциумом экономических исследований для сбора данных о странах Африки к югу от Сахары.

В семи странах – Кении, Мозамбике, Нигерии, Сенегале, Танзании, Того и Уганде – лишь 66 процентов учителей, преподающих в четвертом классе, сами освоили учебную программу этого уровня по языку, и только 68 процентов имели минимальные знания, необходимые для преподавания математики.

В сфере здравоохранения в этих странах медицинские работники лишь в 53 процентах случаев могут правильно диагностировать такие общие состояния, как малярия, диарея, пневмония, туберкулез и диабет.

Реализация также сложна в тех местах, где людям, предоставляющим данную услугу, не хватает мотивации хорошо выполнять свою работу.

В тех же семи странах учителя преподавали в среднем лишь половину от положенного времени. Во многих случаях проблема заключается в том, что государственные служащие работают в условиях политизированной бюрократии, когда продвижения по службе основаны на связях, а не на результатах труда.

Но есть и успешные примеры. Страны могут добиться больших успехов в улучшении человеческого капитала тогда, когда мотивы центральных властей, местных органов и поставщиков услуг будут согласованы. Так было с аргентинской программой «Plan Nacer», которая была запущена в 2004 году при поддержке Группы Всемирного банка.

Программа предоставляла медицинскую страховку не имеющим её семьям. Она распределяла средства для провинций на основе показателей, определяющих масштабы и качество услуг по охране здоровья матери и ребенка, а также подхода, который стимулировал провинции инвестировать средства в улучшение таких услуг. Среди бенефициаров «Plan Nacer» вероятность недостаточного веса ребенка при рождении снизилась на 19 процентов.

Все больше населения в развивающихся странах требует улучшения здравоохранения и образования. Например, в Перу примечательная кампания, организованная группами гражданского общества, привела к усилению детского фактора в политической повестке дня в период выборов в 2006 году.

Политики отреагировали, установив четкую цель уменьшения случаев задержки роста у детей на 5 процентов через пять лет. Стране удалось превзойти даже эту амбициозную цель: с 2008 по 2016 год показатели задержки роста у детей в возрасте до пяти лет снизились примерно на 15 процентов.

Это было доказательством того, что изменения возможны.

Новости по теме