Эксперт: новая региональная политика президента изменила атмосферу в области межнациональных отношений
В июле текущего года в итальянском городе Удине Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств Ламберто Заньером проведена международная конференция, посвященная обсуждению вопросов прав и свобод нацменьшинств и родственных этнических групп за рубежом в связи с 10-летием Больцанских рекомендаций, рассказывает заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан, кандидат философских наук Ботир Турсунов.
Основной целью данного документа, принятого в 2008 году в городе Больцано (Италия), является предоставление руководства представителям государств, национальных меньшинств и международных организаций по защите прав нацменьшинств способами, направленными на предотвращение конфликтов, поддержание межэтнического согласия и укрепление добрососедских отношений.
Следует подчеркнуть, что наряду с делегациями европейских стран — членов ОБСЕ впервые в этом году в ежегодных дискуссиях по данным вопросам приняли участие представители Узбекистана по приглашению Ламберто Заньера, посетившего нашу страну в апреле 2018 года. По его словам, это решение было обусловлено глубокими реформами, запущенными Президентом Шавкатом Мирзиёевым, которые также охватили проблему межнациональных отношений.
Заньер, как и другие представители ОБСЕ, подчеркивали, что Верховный комиссар по делам национальных меньшинств вернулся из Ташкента с огромными впечатлениями от преобразований в стране. Именно это подтолкнуло его к решению предоставить узбекской делегации площадку для ознакомления более широкой европейской общественности с достижениями Узбекистана в сфере защиты прав нацменьшинств.
Как результат, зарубежные участники, включая представителей политикоформирующих и экспертных кругов, в ходе мероприятия и в «кулуарных беседах» проявили неподдельный интерес к политике Узбекистана по обеспечению межнационального согласия и толерантности. Особо отмечены инициативы Президента Шавката Мирзиёева по укреплению связей с узбекской диаспорой за рубежом. Более того, по их оценкам, особый интерес для многих стран ОБСЕ представляет внимание правительства Узбекистана к узбекским общинам, проживающим в соседних странах Центральной Азии. По их мнению, такое отношение к узбекскому опыту в данной сфере обусловлено тем, что в последние годы в разных странах нацменьшинства становятся жертвами националистического популизма и геополитического соперничества. Они все чаще подвергаются социальной, культурной и политической маргинализации, что приводит к росту этнического сепаратизма и конфликтов в ряде регионов мира.
В этих условиях зарубежные специалисты считают, что политика Узбекистана в области межнациональных отношений является продуктивной и посему представляет практический интерес для мирового сообщества. Правительством выработана эффективная система интеграции представителей разных этнических групп в многонациональное и многоконфессиональное общество страны.
На наш взгляд, эффективность опыта Узбекистана в данной сфере обусловлена следующими фундаментальными и системными факторами.
Историко-культурный контекст
Узбекистан — это государство, исторически находившееся на перекрестке мировых культур, цивилизаций и религий. На протяжении веков здесь формировались ценности и традиции, основанные на межэтнической и межконфессиональной толерантности, которая стала характерной чертой современного узбекского общества, неотъемлемой частью культуры и менталитета народа Узбекистана.
В Узбекистане в мире и согласии проживает более 130 этнических групп. Свою деятельность с преимущественно мусульманским населением осуществляют более 2,2 тысячи организаций 16 религиозных конфессий.
Осознавая общность истории, культур и традиций, а также неделимость безопасности, с первых лет независимости Узбекистан играл ключевую, позитивную и ответственную роль в вопросах межнациональных отношений в Центральной Азии. Как подчеркнул Президент Шавкат Мирзиёев, в самые сложные периоды новейшей истории в нашем регионе удалось сохранить мир и стабильность, избежать перерастания локальных конфликтов в крупное межгосударственное противостояние.
Политика межнациональных отношений
С первых лет независимости политика в данной области осуществляется на основе положений Конституции Узбекистана, законов, подзаконных актов, фундаментальных принципов международного права.
Согласно Конституции, «народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан, независимо от их национальности». Все права и свободы, закрепленные в Основном законе, одинаково применяются к представителям, без исключения, всех наций и народностей, проживающих в Узбекистане и являющихся гражданами страны.
Так, в школах Узбекистана обучение ведется на семи языках, на 12 языках транслируют свои передачи теле- и радиоканалы в системе Национальной телерадиокомпании, более чем на десяти языках издаются газеты и журналы. Представители разных этнических групп широко представлены в центральных и местных органах власти Узбекистана. Среди них есть сенаторы и депутаты парламента. Как отмечали зарубежные эксперты, такая практика остается крайне важной и востребованной в других странах Центральной Азии.
Активную роль в удовлетворении прав и интересов граждан Узбекистана разных национальностей и дальнейшей гармонизации межнациональных отношений в стране играют 138 национальных культурных центров и 34 общества дружбы, созданные представителями разных этнических групп.
Региональный контекст
Политика нашей страны в сфере межнациональных отношений играет особую роль в углублении регионального сотрудничества по ряду объективных причин. Во-первых, Узбекистан находится в самом сердце Центральной Азии, граничит со всеми странами региона, включая Афганистан. Во-вторых, здесь в мире и согласии проживают представители всех национальностей соседних государств. В-третьих, этнические узбеки являются неотъемлемой частью многонационального населения стран Центральной Азии.
Гармоничные межнациональные отношения в Центральной Азии — один из ключевых аспектов региональной безопасности, взаимного политического доверия и уважения. Без этого нельзя говорить о стабильности, позитивных перспективах продвижения регионального сотрудничества и развития.
Новая региональная политика Президента Шавката Мирзиёева существенно изменила атмосферу в области межнациональных отношений в Центральной Азии. Расширено взаимодействие соответствующих государственных и общественных организаций Узбекистана и соседних стран.
Совместные усилия правительств государств региона позволили заметно активизировать такие механизмы «народной дипломатии», как двусторонние «общества дружбы». Они призваны способствовать продвижению не только межгосударственных отношений, но и культурно-гуманитарных связей представителей этнических групп, проживающих по обе стороны границы. Установлено сотрудничество приграничных районов Узбекистана и соседних стран с активным вовлечением региональной власти и общественных организаций.
Практика, способствующая укреплению межнационального мира и согласия в приграничных районах, отвечает коренным интересам всех соседних государств. По взаимной договоренности сторон открыты десятки пунктов пропуска на узбекско-кыргызской и узбекско-таджикской границах. Свободное пересечение границ существенно облегчило жизнь прежде всего приграничных территорий Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Углубляется сотрудничество между Узбекистаном и соседними странами в сфере образования. Правительством Узбекистана построена школа для этнических узбеков, проживающих в городе Оше Кыргызстана. Таджикистан выразил готовность возвести в Самарканде таджикоязычную школу, а Узбекистан — школу и больницу в Согдийской области соседнего государства. Широкую практику приобрела регулярная организация совместных культурно-гуманитарных мероприятий. К ним, в частности, относятся Дни культуры и искусства, выставки картин и изделий ремесленников, концерты национальной музыки и т. д.
Впервые в истории стран Центральной Азии в Хорезмской области открыт Дом узбекско-туркменской дружбы, в котором имеется библиотека с произведениями туркменской, узбекской и мировой литературы, музей, отображающий многовековую дружбу двух народов, кабинеты для разных кружков по предметам и видам искусств.
Узбекистан осуществляет системную долгосрочную политику в области межнациональных отношений, рассматривая ее в качестве одного из ключевых факторов стабильности, безопасности и устойчивого развития, гарантированного обеспечения прав и свобод человека. Не случайно Узбекистан относят к числу немногих стран на постсоветском пространстве, где за годы независимости не произошло ни одного конфликта по межэтнической или межконфессиональной причине.
Новости по теме
21:04 / 12.10.2023
Директор ИСМИ принял участие в VI Центрально-Азиатском экспертном форуме
11:00 / 20.08.2023
Шавкат Мирзиёев встретился с Виктором Орбаном
08:28 / 20.08.2023
Президент Узбекистана прибыл в Будапешт
20:45 / 14.07.2023