В ЦБ рассказали об инфляционных ожиданиях
Годовая инфляция продолжила снижение и составила 15,7% в августе, не превысив рамки первоначального прогноза, сообщают представители ЦБ.
Этому способствовало сезонное удешевление плодоовощной продукции и постепенное исчерпание влияния ускоренных темпов роста денежной массы и девальвации сума в 2017 году.
В начале текущего года, согласно базовому сценарию развития экономики, Центральный банк прогнозировал годовую инфляцию в пределах 11,5–13,5% по итогам 2018 года. Данный прогноз был основан на:
· сохранении благоприятных внешнеэкономических условий с дальнейшим укреплением макроэкономической стабильности в странах – основных торговых партнёрах;
· умеренном повышении регулируемых цен и тарифов;
· сбалансированном исполнении консолидированного государственного бюджета;
· сдержанных темпах роста кредитования экономики.
Тем не менее, текущая ситуация свидетельствует о реализации инфляционных рисков, отмеченных в основных направлениях монетарной политики на 2018 год и последующих обзорах денежно-кредитной политики. Усиление инфляционных рисков было связано со следующими факторами.
Первое, ослабление курса сума под воздействием внешних факторов. Усиление девальвационного давления связано с рыночной подстройкой экономики под существенное обесценение валют стран – основных торговых партнёров для поддержки конкурентоспособности отечественных производителей.
При этом, аккумулированный отклик инфляции на изменение обменного курса является статистически значимым на горизонте до семи последующих кварталов и пик воздействия приходится на период между вторым и четвёртым кварталами.
Второе, расширение потребительского и инвестиционного спроса в экономике в результате высоких темпов роста объёмов кредитования.
Третье, либерализация регулируемых цен выше ожидаемого уровня, а также прогнозируемая рыночная корректировка тарифов на электроэнергию и природный газ. Несмотря на ощутимый вклад роста регулируемых цен в общую инфляцию, их либерализация является объективной мерой для устранения накопившихся структурных дисбалансов в экономике. Затягивание данного процесса снижает эффективность денежно-кредитной политики по обеспечению ценовой стабильности и ограничивает продвижение структурных реформ в экономике.
Четвёртое, увеличение бюджетных расходов по сравнению с запланированными показателями и возрастание рисков несбалансированного исполнения консолидированного государственного бюджета.
По итогам первого полугодия 2018 года отмечалось снижение краткосрочных инфляционных ожиданий одновременно со стабилизацией долгосрочных ожиданий населения и бизнеса.
Однако, в связи со складывающейся ситуацией во внешнем секторе, и, как следствие, на внутреннем рынке, по итогам августа краткосрочные инфляционные ожидания населения и субъектов предпринимательства возросли по сравнению с июнем 2018 года. При этом, с июля долгосрочные инфляционные ожидания начали расти после стабильного уровня в течение II квартала 2018 года.
В августе ожидания по обменному курсу сума к доллару США существенно выросли. Так, если с февраля ожидания постепенно снижались и оценки на конец года были позитивными, то в августе усилились девальвационные ожидания и оценки на конец года повысились. Повышенный уровень курсовых ожиданий на фоне текущего ослабления сума может привести к дополнительному усилению инфляционных ожиданий в будущем.
С учётом вышеуказанных факторов, вероятность превышения первоначальных прогнозных показателей инфляции на 2018 год сильно повысилась.
Ожидаемый до конца 2018 года уровень годовой инфляции пересмотрен до 16–17%.
Новости по теме
11:56 / 01.11.2024
«Снижение курса валюты на 1% может повлиять на инфляцию на 0,3-0,4%» - председатель ЦБ
10:17 / 24.10.2024
Доля наличных денег в обращении в Узбекистане снизилась до 20,7% — ЦБ
11:09 / 08.10.2024
Золотовалютные резервы Узбекистана превысили 41 миллиард долларов
19:46 / 19.08.2024