Узбекистан | 12:14 / 27.09.2018
2385
6 минут чтения

Влияющие факторы для пересмотра системы установления тарифов за электрическую энергию

Фото: shutterstock

В последние годы в Республике происходят кардинальные изменения, направленные на развитие экономикии улучшение уровня жизни населения. Согласно правительственным решениям создаются промышленные экономические зоны, развивается туризм, реализуются программы по благоустройству городов, сел Республики, уделяется огромное внимание состоянию окружающей среды и т.д.

Стремительно развивающиеся сферы общественной и государственной жизни тесно связаны с ростом потребления электроэнергии. В связи с ростом благосостояния, использования все большего количества электроприборов в быту, растет и потребление электроэнергии населением.

Так, если в 2000 году потребление электроэнергии одним бытовым потребителем в месяц составляло 114 кВт∙час, то к 2018 году оно увеличилось на 57 % и достигло порядка 200 кВт∙час. В 1990 году доля населения в общем потреблении электроэнергии по республике составляла 10,3%, к 2000 году этот показатель вырос до 13,9%, а в 2018 году - до 26,5 %.

Справочно: по прогнозным оценкам общая потребность по республике в электроэнергии к 2030 году по сравнению с 2018 годом возрастет в 1,7 раза, в том числе с учетом тенденции роста благосостояния населения его потребность возрастетв 1,5 раза.

Для удовлетворения растущей потребности в электрической энергии, обеспечения надежного, качественного электроснабжения промышленных потребителей, объектов социального назначения и населения, предотвращения внеплановых отключений (аварийных отказов оборудования), как в настоящее время, так и в перспективе, АО «Узбекэнерго» принимает все возможные меры.

Учитывая, что порядка 90% электроэнергии в республике вырабатывается тепловыми электростанциями АО «Узбекэнерго», основная часть которых (84%) введены в эксплуатацию более 50 лет назад,  высокий физический износ оборудования которых приводит к снижению производства электроэнергиии соответственно к ее дефициту, а также является причиной высокого расхода используемого топлива, высокого удельного потребления (2 раза выше, чем современное оборудование) как следствие - себестоимости производимой электроэнергии.

Одновременно, общая протяженность электрических сетей энергосистемы в настоящее время составляет 254,8 тыс. км, в том числе низковольтные распределительные сети напряжением 0,4-10 кВ –218,4 тыс. км. Срок службы порядка 62,4% электросетей превышает 30 лет. Высокий износ распределительных сетей приводит к значительным потерям электрической энергии, составляющим в настоящее время более 20% от общего объема отпущенной тепловыми электростанциями в сети электроэнергии.

Для обеспечения надежности и качества электроснабжения потребителей (с учетом перспективного увеличения спроса) необходимо проведение:

- модернизации энергооборудования тепловых электростанций (40%), обновления электросетей, предназначенных для транспортировки и распределения электроэнергии (57%), трансформаторных пунктов (52%) и подстанций (21%);

- работ по вводу новых генерирующих мощностей, что приведет к увеличению выработки электроэнергии на 20-40%;

-  периодических плановых капитальных ремонтов для поддержания действующего энергооборудования в работоспособном состоянии.

На проведение модернизации оборудования тепловых электростанций, ввода новых мощностей, обновления электросетевого хозяйства энергосистемы из-за высокой капиталоемкости работ (затратность) наряду с собственными средствами АО «Узбекэнерго» вынуждено привлекать заемные средства международных финансовых институтов и Фонда развития и реконструкции Узбекистана, согласно Правительственным решениям.

Вместе с тем, основной составляющей затрат при производстве электроэнергии является стоимость топливно-энергетических ресурсов (природный газ, топочный мазут, уголь). Данный показатель составляет в настоящее время порядка 43% и учитывая рост их стоимости на мировом рынке, сохранение существующих тарифов на электроэнергию, в совокупности с другими эксплуатационными расходами и обязательствами по платежам, может привести к негативным последствиям при обеспечении надежности и качества электроснабжения. 

Кроме того, в целях устойчивого развития энергетики, обеспечения стабильной поставки электроэнергии потребителям республики, а также обеспечения экологической безопасности страны предусмотрено внедрение возобновляемых источников энергии (солнечные, ветровые установки), освоение которых будет способствовать сохранению природных ресурсов (существенному снижениюих потребления) для будущих поколений и уменьшению выбросов атмосферу продуктов сгорания топлива в окружающую среду.

Для развития «зеленой» энергетики требуются значительные финансовые вложения. При этом, привлечение потенциальных инвесторов для реализации данных проектов возможно только при условии установления экономически привлекательных тарифов на электрическую энергию.

Необходимо принять во внимание и тот факт, что тарифы на электрическую энергию установлены в Узбекистане на уровне значительно меньшем, чем в других странах ближнего и дальнего зарубежья. К примеру, стоимость 1 кВт·ч электроэнергии в Казахстане составляет 5,1 центов, в России – 5,8 центов, в Индии – 5,0 центов, в Китае –5,6 центов, в странах Евросоюза от 9,0 - 14,0 евро центов, а в Узбекистане – 2,8 центов.

Наряду с этим, в соседних странах – Киргизстан и Таджикистан – тарифы на электроэнергию для населения, устанавливается на более низком уровне, что объясняется тем, что основные источником генерации в этих странах является гидроэлектростанции, вырабатывающие практически бесплатную электроэнергию.

Необоснованный экономический уровень тарифов наряду с отсутствием в законодательной практике применения экономических санкций за нерациональное использование электрической энергии, способствует неэффективному ее использованию потребителями, допускающими зачастую нерациональное использование электрической энергии для целей электроосвещения в светлое время суток и др.

Изменение менталитета населения, мотивирование бытовых потребителей к бережному, экономному и рациональному использованию электрической энергии возможно путём пересмотра системы установления тарифов, утверждения фиксированного размера социальной нормы ее потребления исходя из опыта ее внедрения в зарубежных странах.

Новости по теме