Впервые в истории Узбекистана заговорили о развитии критического мышления у детей
Дети в школах не должны сидеть и зубрить материалы в классах, а необходимо развивать критическое мышление у учащихся. Об этом на прошлой неделе заявил заместитель министра народного образования Атабек Назиров в рамках Глобальной недели предпринимательства.
«Мы с первого класса не учим детей задавать вопрос «Почему?», мы не учим критическому мышлению. Это наша большая проблема. Сейчас мы взаимодействуем с зарубежными партнерами, чтобы изучить их опыт в этом направлении, и адаптировать его для наших учителей. Методика преподавания должна также учить детей, как им самостоятельно получать и осваивать знания. Если мы научим детей критическому мышлению, в эру интернета они сами смогут найти ответы на вопросы», - сказал Атабек Назиров.
По его мнению, система народного образования должна не только предоставлять фундаментальные и гуманитарные знания, и готовить к поступлению в высшие учебные заведения, но и в первую очередь готовить молодежь к самостоятельной жизни, и давать навыки необходимые для трудовой и предпринимательской деятельности, отметил он.
Заместитель главы МНО отметил, что в сфере народного образования функционирует около 10 тыс. школ, где работают около 500 тыс. учителей и обучается почти 6 млн. детей. Сейчас, к сожалению, только 10% выпускников школ получают возможность поступить в вузы. Узбекистану, который не имеет доступ к морю и дешевой логистике, надо признается будет трудно конкурировать с многими другими странами, особенно на экспортном рынке произведенных готовых товаров. Но есть сектора, где можно конкурировать. По его мнению, одним из таких секторов являются экспорт услуг на рынке информационных технологий. Освоив знания по дизайну или программированию, наши специалисты могли бы оказывать услуги зарубежным компаниям и зарабатывать достойные деньги. Так же огромный потенциал имеет внутренний рынок услуг с высокой добавленной стоимостью, в таких отраслях как здравоохранение, образование, туризм, финансовые и юридические услуги, и многие другие.
«Мы начинаем пересматривать учебные программы, например, по информационным технологиям, чтобы дать нашим ученикам возможность осваивать программирование и зарабатывать деньги после окончания школы. Мы также хотим дать возможность ученикам старших классов выбирать предметы, которые они желают изучать. Наша образовательная система базируется на советской системе, и мы пытаемся обучить детей всему сразу. Мы не можем из всех сделать химиков или историков. Есть необходимость в модификации учебных планов. Я учился в США, там ученики в последние годы обучения могут выбирать предметы, которые им интересны. Мы должны дать возможность ученику изучать то, что ему интересно и реализовать свой потенциал», - добавил Атабек Назиров.
«Мы сейчас продвигаем идею децентрализации и дерегуляции школ. Мы должны отменить существующие правила и предоставить директорам и учителям школ возможность формировать учебную программу, как они хотят преподавать и какие классы должны быть, но это не легкий и сложный процесс», - сказал он.
Напомним, критическое мышление (англ. critical thinking) – это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию.
Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.
Когда критически мыслящий ребенок взрослеет, он будет анализировать свои действия, он будет отвечать за свои действия.
По крайней мере, перед тем как отправить кого-то в арык, он скажет «зачем я так делаю?», а те, кто стояли в арыке скажут «почему мы здесь стоим?»
Хотя, многие чиновники Узбекистана ненавидят вопрос – «почему?»
Новости по теме
13:38 / 01.12.2022
Атабек Назиров: «Мы знаем нашу страну и готовы разделить риски с иностранными инвесторами»
14:05 / 01.04.2021
Атабек Назиров назначен гендиректором Фонда прямых инвестиций
18:44 / 05.08.2020
Атабек Назиров предложил продавать золотовалютные резервы для спасения экономики
16:39 / 25.12.2019