10:54 / 24.11.2018
3637

В проекте Налогового кодекса НАПУ больше полезных предложений, чем в Минфине

В настоящее время узбекистанцам предложили два проекта Налогового кодекса в новой редакции. При чем НАПУ опубликовало полную версию проекта, а Минфин особенную часть. 

В Минфине отметили, что отсрочка опубликования Общей части связана с необходимостью проработки вопроса налогообложения взаимосвязанных лиц. На основе доработанной Общей части Налогового кодекса будут доработаны отдельные главы Особенной части, в особенности в части трансферного ценообразования и контролируемых иностранных компаний.

Вышесказанные факты подтверждают, что Минфин не смог подготовить полный проект Налогового кодекса. Хотя, новая редакция Налогового кодекса должна была быть разработана в срок до 1 декабря 2018 года. В НАПУ все-таки успели разработать полный проект. 

По мнению экономиста Юлия Юсупова, в проекте НАПУ предпринимателям разрешается осуществлять 100% амортизацию основных средств в тот же год, когда началась их эксплуатация. Если проект НАПУ будет одобрен, то предприниматель сможет свои инвестиционные расходы в полном объеме вычитать из налога на прибыль, а не через процесс многолетней амортизации. Это мощный стимул для инвестиционной деятельности.

В действующем Кодексе и в проекте Минфина даны длинные перечисления и расшифровки так называемых вычитаемых и невычитаемых расходов. Именно при их трактовке и возникают разногласия между бизнесом и налоговыми органами. В проекте же НАПУ представлен лишь список расходов, которые предприниматели не могут вычитать при определении размера прибыли, а также указаны предельные нормы по некоторым из видов расходов. Такой подход – большой шаг вперед в направлении сокращения издержек налогового администрирования и снижения коррупционности налоговых проверок.

Из проекта НАПУ исключен такой вид налогооблагаемого «дохода» предпринимателей, как «положительная курсовая разница». Почему-то законодательство воспринимает обесценивание национальной валюты как источник обогащения. Сум упал относительно доллара на 20%, следовательно, владельцы иностранной валюты на 20% обогатились. Странная логика. А почему бы при этом не посчитать, насколько за это время повысились цены в сумах (инфляция)? Может больше, чем на 20%? И тогда никакого «обогащения» не произошло. К тому же почему учитывается только положительная курсовая разница. А если разница отрицательная, то ее можно вычитать из налогооблагаемой базы, как убыток? Нет, оказывается, нельзя. Очень нелогично. И эту абсурдную норму авторы проекта НАПУ из своего варианта Кодекса убрали. Авторы проекта Минфина, к сожалению, оставили.

Кстати, в проекте НАПУ компания может использовать все убытки прошлых лет для уменьшения налогооблагаемой прибыли текущего налогового периода. В действующем Налоговом кодексе и проекте Минфина - только 50% налогооблагаемой прибыли текущего периода.

Каковы предельные нормы амортизации (то есть, какую часть стоимости имущества компания может списать в издержки)? В проекте Минфина говорится: «Предельные нормы амортизации имущества определяются Министерством финансов Республики Узбекистан». В проекте НАПУ прописаны предельные нормы амортизации по всем категориям основных средств, что делает Кодекс правовым документом прямого действия. И это правильно!

В обоих проектах налог на прибыль уплачивается раз в квартал. В проекте Минфина отчетность также сдается ежеквартально. Проект НАПУ предусматривает ежегодную отчетность (мелочь, а приятно – упрощается налоговое администрирование). 

Версия НАПУ предлагает более узкий список невычитаемых расходов. Например, предприниматель может вычесть из налогооблагаемой базы расходы на благотворительность (с определением предельного норматива), все выплаты на штрафы, пеня и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров (кроме штрафов и пени, выплаченных в бюджет). Хотя есть и обратные примеры: представительские расходы по версии Минфина являются вычитаемыми, а по версии НАПУ для них установлен норматив в 1% от выручки.

Полезные предложения по изменению Налогового кодекса можно найти в обоих проектах, но в проекте НАПУ их оказалось больше. 

Аброр Олимов.

Top