Слёзы по морю
Вчера по инициативе Генеральной прокуратуры в составе группы предпринимателей представилась возможность впервые попасть в город Муйнак Республики Каракалпакстан.
Сам кейс уникальный. По следам недавнего посещения города Президентом страны и во исполнение его указаний по оздоровлению социально-экономической ситуации в городе и во всем регионе прокуратура пригласила в Муйнак три десятка столичных предпринимателей, чтобы показать местность, рассказать о проблемах и возможностях, обсудить их вместе и, самое главное, послушать мнение и подходы бизнесменов по решению поставленных задач. Мы с радостью откликнулись, и я не жалею ни единой минуты, которую я провёл в этом удивительном путешествии.
Но здесь я хотел бы написать не про настоящее и будущее. Я о прошлом.
Находясь вчера вечером на том муйнакском променаде, о выступы которого ещё в годы моей юности разбивались волны настоящего огромного моря, которое ныне называют Кладбищем кораблей, на променаде, превратившегося ныне в пустыню, вглядываясь в быстро наступающую с «морского» горизонта темноту, вдруг, на какое-то мгновение я представил, будто эта темнота и есть то самое море, будто оно никуда не исчезло.
Представил такой же свежий и ветреный вечер в приморском городке, когда рыбаки, развесив сушиться свои сети и ещё раз проверив прочность узлов, приковывающих их суда к причалам, спешат в свои тёплые дома. Там их ждут радостные семьи, вкусная еда в кругу семьи. Где-то звучит громкая музыка торжеств, а в окнах домов горит тёплый уютный свет. Море волнуется и дышит. Оно вдыхает в жизнь этого города уверенность, спокойствие и смысл. Люди живут здесь полной жизнью, учатся, работают, женятся, рожают детей, в отпусках тоже рыбачат, но уже для себя или путешествуют по стране – зарплаты тут не маленькие...
И вдруг однажды, совершенно неожиданно, не предсказуемо и абсолютно неотвратимо море, которое давало работу и смысл жизни десяткам, а то и сотням тысяч людей, отступает от берега, да так стремительно, что растерянные жители города даже не понимают, что происходит. Ведь всю их жизнь, если что-то и было незыблемое у этих людей, так это море. Никто не мог не то чтобы не поверить, даже представить было невозможно, что море способно просто так быть, да сплыть. Сначала казалось, что это просто плохой сон: «сейчас море окажется на месте, и мы все заживём нашей обычной, сытой и уверенной в завтрашнем дне жизнью» – думали они. Но проходили месяцы и годы, а море лишь отдалялось. Я даже не могу представить отчаяния и горя этих людей. Это трагедия, редкая по своему масштабу и воздействию не только на экологию края или климат. Это трагедия ужасна по своему воздействию на жизни и судьбы обычных людей, их укладу, их привычкам, их счастью жить и работать.
Стоя на берегу и вглядываясь уже в абсолютно непросветную даль этого призрака моря, осознавая все человеческое измерение развернувшейся тут трагедии, моя душа разрывалась от горя, будто я только что стал свидетелем этой жестокой драмы. Мое сердце было разбито от сочувствия и сострадания к тем людям, жившим тут последние пятьдесят лет, будто они все ещё тут, спрятались в своих ветшающих домах от этой темноты, холодного ветра и жёсткости природы. Мои глаза наполнились слезами от порыва холодного ветра, насыщенного соленой пылью.
Зафар Хашимов, предприниматель
Новости по теме
20:14 / 20.07.2024
Американский гидролог: «Арал и до этого пересыхал и снова наполнялся»
20:59 / 31.03.2023
В Узбекистане «Росгеология» проведет сейсморазведку Арала за 1,6 млрд рублей
15:41 / 01.02.2023
На высохшем дне Аральского моря начался очередной сезон лесоразведения
12:17 / 24.11.2022