Узбекистан | 13:43 / 30.11.2018
2891
10 минут чтения

В Верховном суде Узбекистана рассмотрели несколько проектов постановлений пленума (подробно)

Состоялось заседание Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, передает официальный представитель Верховного суда Азиз Абидов.

Фото: Сардор Хамраев

На заседании, которое вел председатель Верховного суда Республики Узбекистан К. Камилов, отмечалось, что проводимые в нашей стране последовательные реформы по обеспечению верховенства закона и укреплению законности служат демократизации и либерализации судебно-правовой системы.

В ходе прошедшего заседания обсуждены проекты постановлений Пленума Верховного суда «О практике рассмотрения судами гражданских дел в апелляционном и кассационном порядке», «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по гражданским делам», «О некоторых вопросах применения судами законодательства, регулирующего рассмотрение дел об административных правонарушениях» и «О практике рассмотрения судами административных дел в апелляционном и кассационном порядке», которые по сущности направлены на обеспечение прав и интересов человека, способствуют точному и единообразному применению законов в этой сфере и формированию единой судебной практики. 

Фото: Сардор Хамраев

В частности, рассмотренный на заседании Пленума проект постановления «О практике рассмотрения судами гражданских дел в апелляционном и кассационном порядке», разработан в связи с принятием Гражданского процессуального кодекса в новой редакции и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона. Данным постановлением внимание судов обращено на то, что пересмотр гражданского дела в апелляционном, кассационном порядке, является важным правовым институтом, обеспечивающим участникам судебного процесса на проверку законности, обоснованности и справедливости судебного акта. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом, производство в суде апелляционной, кассационной инстанции возбуждается по делам искового производства: по жалобе истца, ответчика, третьего лица, их представителей, органа государственного управления и протесту прокурора; по делам особого производства: по жалобе заявителя, заинтересованного лица, их представителей и протесту прокурора. Апелляционное, кассационное производство может быть возбуждено также по жалобе, не привлечённого к участию в деле лица, обладающего в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом правом на обжалование судебного акта, затрагивающего его права и законные интересы. Данное лицо пользуется правом обжалования судебного акта и в тех случаях, когда оно в нём не упомянуто. Правом обжалования судебного акта в апелляционном, кассационном порядке обладают также правопреемники сторон, третьих лиц или законного представителя. Представитель участвующего в деле лица, в том числе адвокат, вправе обжаловать судебный акт в апелляционном, кассационном порядке лишь при условии, если такое право специально оговорено в доверенности, выданной представляемым. В соответствии с законом апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение двадцати дней со дня его вынесения, а кассационная в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Началом течение срока на подачу апелляционной, кассационной жалобы (протеста) является соответственно день, следующий за днём вынесения либо вступления в законную силу решения. Судам разъясняется, что законом установлены определенные исключения из предмета апелляционного, кассационного производства. В частности, в апелляционном, кассационном порядке не подлежат обжалованию (опротестованию): судебный приказ; определения суда первой инстанции, обжалование которых не предусмотрено законом или которые не препятствуют дальнейшему движению дела, а также определения суда первой инстанции об отложении разбирательства дела, в том числе, вынесенные в связи назначением супругам срока для примирения по делам о расторжении брака.

Проект постановления Пленума «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по гражданским делам» разработан в связи с изменениями и дополнениями, внесёнными в законодательство. Данным документом вносятся необходимые изменения в отдельные действующие постановления Пленума.

Фото: Сардор Хамраев

В связи с изменениями, внесенными в Кодекс об административной ответственности и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона разработан проект постановления Пленума «О некоторых вопросах применения судами законодательства, регулирующего рассмотрение дел об административных правонарушениях». Данное постановление обращает внимание судов на необходимость строгого соблюдения норм Кодекса об административной ответственности, регулирующих рассмотрение дел об административных правонарушениях. Перечень дел об административных правонарушениях, подведомственных административному суду предусмотрен в соответствующей статье Кодекса об административной ответственности. Судья выносит определение о возвращении дела об административном правонарушении органу (должностному лицу), составившему протокол об административном правонарушении или вынесшему постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, если при подготовке к рассмотрению дела будут установлены неподведомственность дела об административном правонарушении суду или нарушение со стороны органа (должностного лица), составившего протокол об административном правонарушении требований, предусмотренных Кодексом об административной ответственности. По закону дело об административном правонарушении рассматривается судом по месту его совершения. Вместе с тем, следует иметь в виду, что Кодекс об административной ответственности предусматривает также случаи, когда эти дела могут рассматриваться по месту учета транспортных средств или по месту жительства правонарушителя. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судом в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако для рассмотрения отдельных категорий дел законом предусмотрены более короткие сроки. Вместе с тем судам разъясняется, что содержание протокола об административном правонарушении, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также приложенные к ним документы должны соответствовать требованиям соответствующих статей Кодекса об административной ответственности.

Фото: Сардор Хамраев

Рассмотренный на заседании проект постановления Пленума «О практике рассмотрения судами административных дел в апелляционном и кассационном порядке» разработан в связи с принятием Кодекса об административном судопроизводстве и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона. Данным постановлением внимание судов обращено на то, что пересмотр административного дела в апелляционном, кассационном порядке, является важным правовым институтом, обеспечивающим участникам судебного процесса права на проверку законности, обоснованности и справедливости судебного акта. В соответствии с Кодексом об административном судопроизводстве производство в суде апелляционной, кассационной инстанции возбуждается: по жалобе заявителя, ответчика, третьего лица, их представителей, органа государственного управления; по протесту прокурора. Апелляционное, кассационное производство может быть возбуждено также по жалобе не привлечённого к участию в деле лица, обладающего в соответствии с Кодексом об административном судопроизводстве правом на обжалование судебного акта, затрагивающего его права и законные интересы. Данное лицо пользуется правом обжалования судебного акта и в тех случаях, когда оно в нем не упомянуто. Правом обжалования судебного акта в апелляционном, кассационном порядке обладают также правопреемники сторон, третьих лиц или законного представителя. Представитель участвующего в деле лица, в том числе, адвокат, вправе обжаловать судебный акт в апелляционном, кассационном порядке лишь при условии, если такое право специально оговорено в доверенности, выданной представляемым. В соответствии с законом на решение суда апелляционная жалоба может быть подана в течение двадцати дней со дня его вынесения, а кассационная жалоба в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу. Началом течения срока на подачу апелляционной, кассационной жалобы (протеста) является соответственно день, следующий за днём вынесения либо вступления в законную силу решения. Судам также разъясняется, что законом установлены определенные исключения из предмета апелляционного, кассационного производства. В частности, в апелляционном, кассационном порядке не подлежат обжалованию определения суда первой инстанции, обжалование которых не предусмотрено законом или которые не препятствуют дальнейшему движению дела (например, определения о принятие заявления (жалобы) к производству и возбуждение дела, определения суда первой инстанции об отложении разбирательства дела).

Как отмечалось на заседании, обсужденные проекты постановлений Пленума важны тем, что направлены на единообразное и правильное применение норм действующего законодательства, формирование единой судебной практики, надёжную защиту прав и законных интересов граждан, дальнейшее повышение эффективности правосудия. 

По рассмотренным на заседании вопросам были приняты соответствующие решения.

Новости по теме