В Узбекистане появились новые формы налогового контроля
Президент Узбекистана утвердил новые формы налогового контроля.
Шавкат Мирзиёев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год».
Согласно закону, с 1 января следующего года налоговый контроль осуществляется в форме:
- учета налогоплательщиков;
- учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;
- учета поступлений в бюджет и государственные целевые фонды;
- камерального контроля;
- хронометражного обследования;
- мониторинга за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов;
- налоговых проверок;
- тематического экспресс-изучения;
- применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;
- маркировки отдельных видов подакцизных товаров, а также введения должности финансового инспектора на отдельных предприятиях;
- контроля за своевременностью и полнотой поступления денежных средств в доход государства от реализации имущества, обращенного в доход государства;
- контроля за государственными органами и организациями, осуществляющими функции по взиманию других обязательных платежей;
- налогового мониторинга.
Обратите внимание, что законодатели ввели два новых понятия в Налоговый кодекс:
- «хронометражное обследование»;
- «тематическое экспресс-изучение».
Хронометражное обследование – это форма налогового контроля по определению фактических объемов реализации товаров (работ, услуг), проводимая с целью установления фактических объемов поступлений за период проведения хронометража, сумм денежной выручки, объемов производства, реализации товаров (работ, услуг).
Хронометражное обследование поступления денежной выручки, объемов производства и реализации товаров (работ, услуг) проводится должностными лицами органов государственной налоговой службы у налогоплательщика, реализующего товары (работы, услуги), непосредственно в месте реализации товаров (работ, услуг), в цехах производства продукции, а также в местах выполнения работ и оказания услуг и других местах, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
Срок проведения хронометражного обследования не может превышать семи календарных дней.
Хронометражное обследование по определению фактических объемов реализации товаров (работ, услуг) проводится путем наблюдения и фиксирования объемов производства, реализации и поступления денежных средств. При этом привлечение к проведению хронометража других лиц, в том числе экспертов, не допускается.
В ходе осуществления хронометражного обследования по определению фактических объемов реализации товаров (работ, услуг) не допускается истребование у налогоплательщика учетной документации, предъявление к налогоплательщику требований либо иным образом вмешательство в деятельность налогоплательщика, за исключением получения объяснений от налогоплательщика и от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально ответственных работников налогоплательщика, а также снятия данных за период проведения хронометража, хранящихся в контрольно-кассовых машинах и платежных терминалах.
Тематическое экспресс-изучение осуществляется с выходом на места по результатам камерального контроля для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в отчетах налогоплательщика.
Основанием для назначения тематического экспресс-изучения является необходимость изучения информации, предоставленной налогоплательщиком на требования органа государственной налоговой службы по результатам камерального контроля в целях подтверждения ее достоверности.
Критериями для назначения тематического экспресс-изучения являются:
- правомерность применения налоговых и таможенных льгот;
- расхождения в отчетности о чистой прибыли и начислении дивидендов хозяйствующими субъектами с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) 50 процентов и более, а также определении чистой прибыли и отчислений в Государственный бюджет Республики Узбекистан государственными унитарными предприятиями в размере 30 процентов от их чистой прибыли с другими данными о деятельности хозяйствующего субъекта, имеющимися в органах государственной налоговой службы;
- несоответствие объемов, номенклатуры (ассортимента) и сумм приобретенных и реализованных товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг, выявленных при анализе движения денежных средств по банковским счетам налогоплательщика в результате камерального контроля;
- расхождения и отклонения, выявленные по поступившей информации в органы государственной налоговой службы из органов и организаций, на которых возложена обязанность по ее предоставлению в соответствии с налоговым законодательством;
- выявленные нарушения в области валютного законодательства, в том числе завышение и занижение стоимости импортируемых и экспортируемых товаров (работ, услуг) по внешнеторговым контрактам.
Тематическому экспресс-изучению подлежит только тот налоговый период, за который был проведен камеральный контроль. Срок осуществления тематического экспресс-изучения не должен превышать семи календарных дней.
В необходимых случаях (при определении объема добычи полезных ископаемых, контрольный обмер и т.п.) для участия в тематическом экспресс-изучении могут быть привлечены эксперты, специалисты и переводчики, не заинтересованные в исходе изучения.
Осмотр территорий, производственных, складских, торговых и иных помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения, проводится в целях подтверждения количества рабочих мест, наличия товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, отраженных в документах налогоплательщика, представленных налогоплательщиком в ответ на требование органа государственной налоговой службы. В необходимых случаях при проведении осмотра может производиться фото- и видеосъемка.
В случае непредставления налогоплательщиком документов, касающихся тематического экспресс-изучения, должностным лицом органа государственной налоговой службы об этом составляется акт. Акт является основанием для признания ранее представленной налогоплательщиком информации недостоверной.
По результатам тематического экспресс-изучения должностными лицами органа государственной налоговой службы составляется справка с подробным описанием выявленных нарушений при их наличии, со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства с учетом объяснений налогоплательщика.
К справке тематического экспресс-изучения должны быть приложены:
- копии документов с указанием критерия, послужившего основанием для назначения изучения;
- копии документов, полученных в ходе проведения изучения, а также иные документы, подтверждающие совершение действий в рамках изучения.
Завершением тематического экспресс-изучения считается день вручения налогоплательщику справки изучения или дата направления справки через персональный кабинет налогоплательщика.
В ходе тематического экспресс-изучения налогоплательщики до окончания изучения вправе самостоятельно устранить налоговое правонарушение.
Новости по теме
13:46 / 12.11.2024
В Узбекистане работают над законом о запрете ЛГБТ-пропаганды
10:10 / 25.10.2024
Сенат одобрил льготы для телекоммуникационных операторов
14:47 / 24.10.2024
Наказания для тех, кто причиняет вред природе, будут ужесточены
09:12 / 24.10.2024