Узбекистан | 15:32 / 25.12.2018
5027
7 минут чтения

В Узбекистане появились новые формы налогового контроля

​Президент Узбекистана утвердил новые формы налогового контроля.

Шавкат Мирзиёев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год».

Согласно закону, с 1 января следующего года налоговый контроль осуществляется в форме:

- учета налогоплательщиков;

- учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

- учета поступлений в бюджет и государственные целевые фонды;

- камерального контроля;

- хронометражного обследования;

- мониторинга за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов;

- налоговых проверок;

- тематического экспресс-изучения;

- применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

- маркировки отдельных видов подакцизных товаров, а также введения должности финансового инспектора на отдельных предприятиях;

- контроля за своевременностью и полнотой поступления денежных средств в доход государства от реализации имущества, обращенного в доход государства;

- контроля за государственными органами и организациями, осуществляющими функции по взиманию других обязательных платежей;

- налогового мониторинга.

Обратите внимание, что законодатели ввели два новых понятия в Налоговый кодекс:

- «хронометражное обследование»;

- «тематическое экспресс-изучение».

Хронометражное обследование – это форма налогового контроля по определению фактических объемов реализации товаров (работ, услуг), проводимая с целью установления фактических объемов поступлений за период проведения хронометража, сумм денежной выручки, объемов производства, реализации товаров (работ, услуг).

Хронометражное обследование поступления денежной выручки, объемов производства и реализации товаров (работ, услуг) проводится должностными лицами органов государственной налоговой службы у налогоплательщика, реализующего товары (работы, услуги), непосредственно в месте реализации товаров (работ, услуг), в цехах производства продукции, а также в местах выполнения работ и оказания услуг и других местах, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

Срок проведения хронометражного обследования не может превышать семи календарных дней.

Хронометражное обследование по определению фактических объемов реализации товаров (работ, услуг) проводится путем наблюдения и фиксирования объемов производства, реализации и поступления денежных средств. При этом привлечение к проведению хронометража других лиц, в том числе экспертов, не допускается.

В ходе осуществления хронометражного обследования по определению фактических объемов реализации товаров (работ, услуг) не допускается истребование у налогоплательщика учетной документации, предъявление к налогоплательщику требований либо иным образом вмешательство в деятельность налогоплательщика, за исключением получения объяснений от налогоплательщика и от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально ответственных работников налогоплательщика, а также снятия данных за период проведения хронометража, хранящихся в контрольно-кассовых машинах и платежных терминалах.

Тематическое экспресс-изучение осуществляется с выходом на места по результатам камерального контроля для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в отчетах налогоплательщика.

Основанием для назначения тематического экспресс-изучения является необходимость изучения информации, предоставленной налогоплательщиком на требования органа государственной налоговой службы по результатам камерального контроля в целях подтверждения ее достоверности.

Критериями для назначения тематического экспресс-изучения являются:

- правомерность применения налоговых и таможенных льгот;

- расхождения в отчетности о чистой прибыли и начислении дивидендов хозяйствующими субъектами с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) 50 процентов и более, а также определении чистой прибыли и отчислений в Государственный бюджет Республики Узбекистан государственными унитарными предприятиями в размере 30 процентов от их чистой прибыли с другими данными о деятельности хозяйствующего субъекта, имеющимися в органах государственной налоговой службы;

- несоответствие объемов, номенклатуры (ассортимента) и сумм приобретенных и реализованных товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг, выявленных при анализе движения денежных средств по банковским счетам налогоплательщика в результате камерального контроля;

- расхождения и отклонения, выявленные по поступившей информации в органы государственной налоговой службы из органов и организаций, на которых возложена обязанность по ее предоставлению в соответствии с налоговым законодательством;

- выявленные нарушения в области валютного законодательства, в том числе завышение и занижение стоимости импортируемых и экспортируемых товаров (работ, услуг) по внешнеторговым контрактам.

Тематическому экспресс-изучению подлежит только тот налоговый период, за который был проведен камеральный контроль. Срок осуществления тематического экспресс-изучения не должен превышать семи календарных дней.

В необходимых случаях (при определении объема добычи полезных ископаемых, контрольный обмер и т.п.) для участия в тематическом экспресс-изучении могут быть привлечены эксперты, специалисты и переводчики, не заинтересованные в исходе изучения.

Осмотр территорий, производственных, складских, торговых и иных помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения, проводится в целях подтверждения количества рабочих мест, наличия товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, отраженных в документах налогоплательщика, представленных налогоплательщиком в ответ на требование органа государственной налоговой службы. В необходимых случаях при проведении осмотра может производиться фото- и видеосъемка.

В случае непредставления налогоплательщиком документов, касающихся тематического экспресс-изучения, должностным лицом органа государственной налоговой службы об этом составляется акт. Акт является основанием для признания ранее представленной налогоплательщиком информации недостоверной.

По результатам тематического экспресс-изучения должностными лицами органа государственной налоговой службы составляется справка с подробным описанием выявленных нарушений при их наличии, со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства с учетом объяснений налогоплательщика.

К справке тематического экспресс-изучения должны быть приложены:

- копии документов с указанием критерия, послужившего основанием для назначения изучения;

- копии документов, полученных в ходе проведения изучения, а также иные документы, подтверждающие совершение действий в рамках изучения.

Завершением тематического экспресс-изучения считается день вручения налогоплательщику справки изучения или дата направления справки через персональный кабинет налогоплательщика.

В ходе тематического экспресс-изучения налогоплательщики до окончания изучения вправе самостоятельно устранить налоговое правонарушение.

Новости по теме