22:24 / 26.12.2018
2500

Концепция совершенствования налоговой политики: первый этап реализации

В последние дни уходящего года наибольшее волнение у предпринимателей вызывал ни вопрос о том, будет ли принят Налоговый кодекс в новой редакции. Их прежде всего интересовало, будет ли с 1 января 2019 года снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, изменены критерии перехода на упрощенный режим налогообложения и т.д.

С принятием закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год» в данном вопросе поставлена точка.

Предлагаем рассмотреть более детально основные изменения, вносимые в Налоговый кодекс данным законом. 

Задачи в рамках Концепции

Изменения, вносимые в Налоговый кодекс

а) в части снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда

Введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. При этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы

В соответствии со статьей 181 Кодекса доходы физического лица – резидента Республики Узбекистан, за исключением доходов, выплачиваемых в виде дивидендов и процентов, подлежат налогообложению по ставке 12 процентов. При этом сохранен действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы

 

Отмена страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда

Уплата страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный отменена, в статьи 305-311 Кодекса внесены соотвествующие изменения

Установление ставки по единому социальному  платежу в размере 25 процентов для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, юридических лиц в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурным подразделениям, а также снижения ставки данного платежа с 15 до 12 процентов для остальных юридических лиц

В Кодекс введена новая статья 3081, в которой ставки приведены в соответствие с Концепцией

б) в части совершенствования  налогообложения плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота (выручки), а также критериев перехода на упрощенный режим налогообложения

Отмена обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц

Уплата обязательных отчислений в государственные целевые фонды отменена,  глава 52 Кодекса исключена

Снижение ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков - с 22 до 20 процентов, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний) с 14 до 20 процентов с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности

В Кодекс введена новая статья 1591, в которой ставки приведены в соответствие с Концепцией

 

 

Снижение ставки налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5 процентов

Налоги на прибыль и на доходы физических лиц, взимаемые у источника выплаты, по доходам резидентов в виде дивидендов и процентов установлены в размере 5 процентов (статьи 1591 и 181 Кодекса). По доходам нерезидентов ставки сохранены на прежнем уровне

Перевод предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота (выручки) в 1 миллиард сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года

В соответствии с вносимыми изменениями в статьи 351 и 370 субъекты предпринимательства, имеющие годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, переводятся на уплату общеустановленных налогов

Введение для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами

За исключением плательщиков единого земельного налога все субъекты предпринимательства являются плательщиками налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами (статьи 257, 265 и 279 Кодекса)

в) в рамках реализации  мер по снижению негативного воздействия совершенствования налоговой политики на плательщиков упрощенного режима налогообложения

Снижение ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2 процентов с сохранением порядка исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц, неэффективно использующих здания и сооружения, в том числе по ранее приватизированным объектам

В соответствии со статьей 2691 Кодекса ставка налога на имущество юридических лиц устанавливается в размере 2 процентов к налогооблагаемой базе.

При этом сохраняется порядок исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц по объектам незавершенного строительства в нормативный срок, пустующим зданиям, сооружениям нежилого назначения, а также неиспользуемым производственным площадям

Сохранение порядка налогообложения для плательщиков единого земельного налога

Порядок налогообложения для плательщиков единого земельного налога сохранен

 

г) в части совершенствования порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога

Сохранение действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот

В Кодекс введена новая статья 2111, в соответствии с которой ставка по налогу на добавленную стоимость установлена в размере 20 процентов

 

Предоставление права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость

В статью 218 Кодекса внесены изменения, предусматривающие особенности зачета суммы  налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам

Как и прежде, ставки по акцизному налогу, земельному налогу, единому налоговому платежу и другим налогам, а также размеры отчислений, направляемых на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, будут утверждаться постановлением президента.

Началась работа по сокращению числа льгот. Отменены существовавшие долгое время льготы в виде полного освобождения от налогообложения доходов военнослужащих министерств обороны, МВД, МЧС, СГБ, таможенных органов, судей, органов прокуратуры, имеющие классные чины, - по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.

При этом, вопросы совершенствования порядка расчета и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе путем введения уплаты роялти, остаются открытым вплоть до принятия Налогового кодекса в новой редакции.

Снижение ставки налога на доходы физических лиц, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов до 5 процентов стимулирует внутреннюю инвестиционную деятельность граждан.

Что касается НДС, будь то стандартный или упрощенный порядок исчисления, для менее болезненного решения проблемы перехода «упрощенцев» на уплату общеустановленных налогов, в том числе НДС, необходимо одновременное выполнение двух ключевых моментов: 

- первое, реальная, а не формальная для галочки помощь налоговых органов по консультированию налогоплательщиков;

- второе, намерение налогоплательщиков использовать предоставляемые возможности для полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств, не допуская злоупотреблений по дроблению бизнеса в целях ухода от налогообложения.

Аббасханова Ирода

Top