Концепция совершенствования налоговой политики: первый этап реализации
В последние дни уходящего года наибольшее волнение у предпринимателей вызывал ни вопрос о том, будет ли принят Налоговый кодекс в новой редакции. Их прежде всего интересовало, будет ли с 1 января 2019 года снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, изменены критерии перехода на упрощенный режим налогообложения и т.д.
С принятием закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год» в данном вопросе поставлена точка.
Предлагаем рассмотреть более детально основные изменения, вносимые в Налоговый кодекс данным законом.
Задачи в рамках Концепции |
Изменения, вносимые в Налоговый кодекс |
а) в части снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда |
|
Введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. При этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы |
В соответствии со статьей 181 Кодекса доходы физического лица – резидента Республики Узбекистан, за исключением доходов, выплачиваемых в виде дивидендов и процентов, подлежат налогообложению по ставке 12 процентов. При этом сохранен действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы
|
Отмена страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда |
Уплата страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный отменена, в статьи 305-311 Кодекса внесены соотвествующие изменения |
Установление ставки по единому социальному платежу в размере 25 процентов для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, юридических лиц в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурным подразделениям, а также снижения ставки данного платежа с 15 до 12 процентов для остальных юридических лиц |
В Кодекс введена новая статья 3081, в которой ставки приведены в соответствие с Концепцией |
б) в части совершенствования налогообложения плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота (выручки), а также критериев перехода на упрощенный режим налогообложения |
|
Отмена обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц |
Уплата обязательных отчислений в государственные целевые фонды отменена, глава 52 Кодекса исключена |
Снижение ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков - с 22 до 20 процентов, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний) с 14 до 20 процентов с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности |
В Кодекс введена новая статья 1591, в которой ставки приведены в соответствие с Концепцией
|
Снижение ставки налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5 процентов |
Налоги на прибыль и на доходы физических лиц, взимаемые у источника выплаты, по доходам резидентов в виде дивидендов и процентов установлены в размере 5 процентов (статьи 1591 и 181 Кодекса). По доходам нерезидентов ставки сохранены на прежнем уровне |
Перевод предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота (выручки) в 1 миллиард сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года |
В соответствии с вносимыми изменениями в статьи 351 и 370 субъекты предпринимательства, имеющие годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, переводятся на уплату общеустановленных налогов |
Введение для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами |
За исключением плательщиков единого земельного налога все субъекты предпринимательства являются плательщиками налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами (статьи 257, 265 и 279 Кодекса) |
в) в рамках реализации мер по снижению негативного воздействия совершенствования налоговой политики на плательщиков упрощенного режима налогообложения |
|
Снижение ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2 процентов с сохранением порядка исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц, неэффективно использующих здания и сооружения, в том числе по ранее приватизированным объектам |
В соответствии со статьей 2691 Кодекса ставка налога на имущество юридических лиц устанавливается в размере 2 процентов к налогооблагаемой базе. При этом сохраняется порядок исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц по объектам незавершенного строительства в нормативный срок, пустующим зданиям, сооружениям нежилого назначения, а также неиспользуемым производственным площадям |
Сохранение порядка налогообложения для плательщиков единого земельного налога |
Порядок налогообложения для плательщиков единого земельного налога сохранен
|
г) в части совершенствования порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога |
|
Сохранение действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот |
В Кодекс введена новая статья 2111, в соответствии с которой ставка по налогу на добавленную стоимость установлена в размере 20 процентов
|
Предоставление права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость |
В статью 218 Кодекса внесены изменения, предусматривающие особенности зачета суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам |
Как и прежде, ставки по акцизному налогу, земельному налогу, единому налоговому платежу и другим налогам, а также размеры отчислений, направляемых на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, будут утверждаться постановлением президента.
Началась работа по сокращению числа льгот. Отменены существовавшие долгое время льготы в виде полного освобождения от налогообложения доходов военнослужащих министерств обороны, МВД, МЧС, СГБ, таможенных органов, судей, органов прокуратуры, имеющие классные чины, - по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.
При этом, вопросы совершенствования порядка расчета и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе путем введения уплаты роялти, остаются открытым вплоть до принятия Налогового кодекса в новой редакции.
Снижение ставки налога на доходы физических лиц, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов до 5 процентов стимулирует внутреннюю инвестиционную деятельность граждан.
Что касается НДС, будь то стандартный или упрощенный порядок исчисления, для менее болезненного решения проблемы перехода «упрощенцев» на уплату общеустановленных налогов, в том числе НДС, необходимо одновременное выполнение двух ключевых моментов:
- первое, реальная, а не формальная для галочки помощь налоговых органов по консультированию налогоплательщиков;
- второе, намерение налогоплательщиков использовать предоставляемые возможности для полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств, не допуская злоупотреблений по дроблению бизнеса в целях ухода от налогообложения.
Аббасханова Ирода
Новости по теме
21:35 / 25.09.2019
С 1 октября сумма единого налогового платежа будет зачисляться в местные бюджеты
16:49 / 25.09.2019
В Узбекистане отменят порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банках
11:09 / 17.06.2019
ФНС России запускает проект технической помощи налоговым органам Узбекистана
12:38 / 01.03.2019