Британский эксперт рекомендовал США и ЕС брать пример с Узбекистана в вопросах границ
Британский эксперт, преподаватель политической географии университета Ньюкасла (Newcastle) Ник Мегоран заявил, что между государствами не бывает хороших или плохих границ, а бывают хорошие или плохие отношения.
«Пограничные споры в последнее время приобрели новое значение, угрожая политическим кризисом в Великобритании, США и ЕС. Тем не менее, в 2018 году были достигнуты позитивные шаги по урегулированию некоторых самых сложных пограничных конфликтов в мире, в частности между Узбекистаном и Кыргызстаном.
Образованные 1920-х года Советским Союзом Узбекистан и Кыргызстан стали независимыми государствами в 1991 году. До этого два государства были разделены условными границами в составе Советского Союза и никто не мог представить, что между ними может возникнуть международная пограничная линия», - говорит автор.
Следовательно, наряду с независимостью у этих государств появились и многочисленные споры относительно точности пограничного разделения. Целые деревни, этнические группы, семьи, фермерские хозяйства и транспортное сообщение лежали на пересечении государственных границ.
«Тем не менее, в конце 1990-х и начале 2000-х годов президент Узбекистана Ислам Каримов навязал односторонний пограничный контроль, что привело к введению визового режима, разрушению транспортных мостов, перекрытию дорог и отмене автобусного сообщения. Деревни, которые расположились на обеих сторонах границы, были снесены, а их жители силой переселены в другие районы. Были возведены ограждения с колючей проволокой, появились неотмеченные минные поля, а жестокое обращение с мелкими торговцами и приграничным населением стали привычным делом для военнослужащих на границе. Работа вновь образованной совместной комиссии по урегулированию пограничных вопросов всё больше притормаживалась с ростом напряжения в двусторонних отношениях», - отметил Ник Мегоран.
Подобная ситуация вызывала гнев у популистов в Кыргызстане, которые распускали слухи о том, что Узбекистан замышляет захват кыргызских территорий. События 2010 года в отношении узбекского меньшинства стали кульминацией резко ухудшившихся межэтнических отношений.
«В 2016 году пришел Шавкат Мирзиёев. Приоритетом для него стало восстановление региональных связей и инициирование переговоров по делимитации, что в конечном итоге, к концу 2017 года, привело к одностороннему открытию большинства ранее закрытых пограничных постов. В 2018 году я посетил границу между этими странами и увидел толпы людей, которые пересекают границу с целью торговли или посещения родственников, которых они не видели на протяжении 15 лет», - сказал он.
Результатом подобной политики стало улучшение этнических и межгосударственных отношений.
По мнению эксперта, хорошие границы - это не технические линии на карте, а политическая воля. Изменения в руководстве Узбекистана имели решающее значение для возобновления процессов делимитации границ и управления границами, которые оказались в тупике. В результате семьи воссоединились, этническая напряженность уменьшилась, а торговые возможности увеличились.
Автор отмечает, что ежегодно из-за военизированного пограничного контроля ЕС умирает больше мигрантов, чем на любой другой границе планеты. Эти результаты не являются неизбежными – это политический выбор.
«ЕС, Великобритания и США хотели бы видеть себя носителями моральных стандартов в международном сообществе. Однако, когда дело доходит до пограничной политики, они делают всё намного хуже, хотя лучше бы посмотрели на Узбекистан в 2019 году», - заключил эксперт.
Новости по теме
13:47 / 12.11.2024
Военные Узбекистана и Казахстана начали совместные учения
13:46 / 12.11.2024
В Узбекистане работают над законом о запрете ЛГБТ-пропаганды
12:13 / 12.11.2024
Узбекистан намерен привлечь 2,5 млрд долларов инвестиций саудовских компаний
11:55 / 12.11.2024