Узбекистан | 12:30 / 11.03.2019
6161
10 минут чтения

«Теоретически - 25, по положению - 35, а на деле - 45». Почему не соблюдается распределение учеников по классам? 

На вопрос анкетирования «Что отрицательно влияет на качество образования в школе?», 53% респондентов, представившихся педагогами, ответили: «Чрезмерное количество учеников в классах».

Действительно, в каждом классе общеобразовательных школ учатся по 30-35 учеников, а в центральных районах и городах этот показатель достигает 45-50 учеников.
Каковы же нормативы?

В соответствии с положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 15 марта 2017 года №140 «Об утверждении положения об общем среднем образовании», количество учеников в классе не должно превышать 35 человек.

Согласно документу, в школах, построенных не по типовому проекту, в неприспособленных зданиях, с недостаточным количеством учеников, расположенных в отдаленной и горной местности, а также в школах, с не узбекским языком обучения, количество учеников определяется исходя из имеющихся условий в классах. 

В связи с тем, что учебные программы различаются для мальчиков и девочек по предметам труд и физкультура, а также по предметам, относительно сложным для изучения - иностранному языку, информатике,  обучение проводится с разделением на 2 группы. При наличии квалифицированных преподавателей в школах с количеством учеников в классах более 25-ти, предмет «Иностранный язык» в I-XI классах, «Информатика» и «Трудовое обучение» (Технология) в V-XI классах преподаются с разделением на две группы.

Возможно ли охватить 45 учеников за 45 минут?

В соответствии с тем же положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 15 марта 2017 года №140 «Об утверждении положения об общем среднем образовании», а также санитарным правилам и нормативам, продолжительность урока установлена в 45 минут.

Специалистами данной сферы рекомендовано следующее распределение 45 минут во время урока:

1. Организационная часть (3 минуты)
2. Повторение пройденной темы (7 минут)
3. Объяснение новой темы (15 минут)
4. Закрепление новой темы (10 минут)
5. Оценка учеников (7 минут)
6. Домашнее задание (3 минуты).

Как отмечает педагог Лобар Тухлиева, на практике охватить всех учащихся за 45 минут, когда в классе 35-40 учеников - дело непростое.
«По своему опыту могу сказать, что при наличии в классе 20-25 учеников, урок проходит гораздо более продуктивно. 

В этом случае вы можете позаниматься индивидуально с каждым учеником, более подробно объяснить тему. Хотя конечно, многое зависит от опыта и квалификации педагога. Вместе с тем, если количество учеников завышено, время ограничено, то качество преподавания падает вне зависимости от уровня педагога. А молодые учителя, еще не накопившие опыта, в таком случае подвергаются большому испытанию. Ведь успокоить детей и привлечь их к теме урока - непростая задача», - говорит педагог 17-й школы города Бухары Лобар Тухлиева.
«При наличии в классе 35 учеников, даже если уделить каждому из них по 1 минуте, потребуется 35 минут. А когда же опрашивать учеников, объяснять тему и закреплять её?

Необходимо упорядочить количество учащихся в классе. Хотя бы разделить на группы учеников по предметам родной язык и литература, химия, физика - это значительно улучшит результаты» - говорит преподаватель школы №2 г.Зарафшан Мехринисо Бобомуродова.

Как отмечает кандидат психологических наук Махмуд Юлдашев, человек одновременно может охватывать до 7 объектов.

«Но обстановка в наших классах не позволяет педагогу работать с учениками индивидуально. Это при том, что ученикам, которым хорошо дается предмет нужно давать дополнительную нагрузку, а отстающим - помогать. Вероятность появления вундеркинда в классе с 40 учениками снижается. Психологи в один голос одобряют предельное количество учеников в классе в 25 человек. Соответственно, количество школ нужно удвоить. Почему мы с размахом ведем жилищное строительство, а о создании школ с большим охватом и не задумываемся?» - говорит он.

Скандинавский опытУ лидирующих в мировых рейтингах по качеству образования скандинавских странах, количество учеников в классах не превышает 19-20 человек. Для полноценного охвата учеников в класс помимо основного, входит еще и дополнительный преподаватель. В школах, где в среднем обучается 400 учеников, работают 40-45 педагогов. Значит, на каждого преподавателя приходится  по 10 обучающихся.

Почему допускается превышение разрешенного положением количества учеников?

В ответ на данный вопрос в Министерстве народного образования ответили, что комплектование учеников классов утверждается областными финуправлениями. 

Как отмечают ответственные сотрудники, переполнению классов способствует концентрация квалифицированных педагогических кадров в центральных районах и городах, а также стремление многих родителей определить детей в школы с русским языком обучения.

Говорит заведующий Хорезмским областным отделом народного образования Хамро Бектемиров:

«Превышение лимита учеников наблюдается в школах с русским языком обучения в городе Ургенч и известных школах других районов. Этому имеется ряд причин.
Во-первых, желание родителей определить ребенка именно в данную школу, именно к данному преподавателю. При этом они не желают и слушать доводов о том, что классы переполнены.

Во-вторых, в некоторых школах данная проблема возникла в связи с переходом на 11-летнюю систему обучения. То есть, из-за нехватки классных кабинетов. Решение этой проблемы планируется осуществить постройкой дополнительных корпусов. Нами даны предложения по постройке школ в наиболее населенных районах на 2020-2022 годы».

Начальник отдела финансирования образовательных учреждений Финуправления Хорезмской области Илхомжон Мамажонов:

«Действительно, в школах области имеет место наличие в классах более 40 учеников. Это объясняется тем, что до 2017 года при комплектовании классов мы руководствовались постановлением КМ №352. Поэтому, в школах области, конкретно в 3,4,5,6-классах количество учеников может превышать 35. С выходом  постановления Кабинета Министров от 15 марта 2017 года №140, т.е. с 2017 учебного года, при комплектовании первых классов количество учеников не превышает 35. Сейчас количество учащихся первых и вторых классов области не превышает установленный норматив».

Глава управления народного образования Андижанской области Фуркатбек Бузруков:

«В области работает 741 общеобразовательная школа. В 15496 классах обучается всего 531167 учеников.

Выявленное проведенным анализом увеличение количества учеников послужило основанием для внесения нашим управлением предложения по постройке до 2022 года 21 новой школы, (в том числе, в  2020 году 10, в 2021 году 7, и в 2022 году 4)».

В некоторых школах Джизакской области (к примеру, в школах №1 и №19), в одном классе учатся 40-48 детей (в некоторых классах ученики сидят за партой по трое), уроки проходят в три смены, а время уроков в этой связи сокращено до 35 минут.

Подобное положение глава Управления финансов области Баходир Уролов объяснил «высоким уровнем и качеством образования именно в этих школах, а также наличием в них высококвалифицированных преподавателей».

По информации,  предоставленной специалистами МНО, в ближайшее время будут приняты следующие меры по увеличению охвата учащихся:

- улучшение качественного состава преподавателей, повышение их квалификации и привлечение опытных преподавателей в школы с относительно небольшим количеством учащихся;
- проведение разъяснительной работы с родителями по привлечению их детей в школы их компактного проживания.

В связи с переходом на 11-летнее среднее образование в текущем учебном году по республике в 9 691 школе (рост по отношению к 2016 году на 34) обучается 5 821 861 ученик (рост по отношению к 2016 году на 1 013 803), которым преподают 442 881 педагогов. В настоящее время на каждого преподавателя приходится 13 учеников.

По итогам проведенного анализа, в целом вырисовывается следующая картина:

- родители стремятся отдавать детей только в определенные школы, следовательно уровень о 
- количество учеников в школах районных центров и городов значительно превышает нормативы, в то время как, в школах на периферии нет достаточного охвата детей. Следовательно, там отсутствует необходимая инфраструктура, вследствие чего, все стремятся в центры;
- родители желают, чтобы их дети обучались именно у определенного преподавателя. Следовательно, количество недостаточно квалифицированных педагогов велико, родители не удовлетворены качеством предоставляемого этими педагогами образования;
- переход на 11-летнее образование осуществлен, однако инфраструктура, необходимая для этих целей еще не готова. Обучающиеся будут вынуждены получать некачественное образование еще в течение неопределенного времени.

Да, переход должен осуществляться поэтапно и для любых положительных изменений нужно время. Но, время, упущенное в сфере образования, может принести существенный вред.

Ведь школы являются генераторами кадров, необходимых для развития страны.

Новости по теме