13:03 / 14.06.2019
2798

Шерматов: нужно сначала создать условия для честной работы директоров школ, прежде чем предлагать их сажать

Министр народного образования Узбекистана Шерзод Шерматов прокомментировал заявление некоторых узбекистанцев, которые предложили сажать директоров школ за то, что они превратили школы в своего рода «бизнес».

Высокий спрос на некоторые школы и имидж школы напрямую связаны с деятельностью директора школы. Такие «престижные» школы всегда больше проверяли и больше старались найти в их деятельности проблем, для того, чтобы в будущем можно было «попросить» кого-то устроить. Существующее положение и порядок финансирования устроены так, что при желании любого директора «престижной» школы можно посадить. Поэтому, они и устраивали «позвоночников».

Директора столичных «престижных» школ получают около 2,5 млн сумов в месяц (т.е. 10-15 раз меньше чем в частных школах). Нагрузки и стресса на порядок больше, чем у директоров частных школ. (Некоторых директоров частных школ я пригласил на работу в госслужбу, но они вежливо отказались, указав, что они зарабатывают в месяц 3 000-5 000 долларов, при этом без особого стресса и нагрузки в выходные дни).

Я далек от мысли, что все директора этих школ кристально чистые ангелы. Но безусловно, эти директора внесли свой вклад в достижение высоких результатов этих школ, поэтому и все стремятся в эти школы, перегружая их. (Хотя бы за это их нужно оберегать, так как масса других недостойных директоров школ с меньшим коэффициентом, на смену которым трудно найти более подходящих кандидатур).

Если мы не будем создавать достойные условия для их деятельности (в рамках действующего бюджета школ это в принципе невозможно), а будем только наказывать их (читал много призывов посадить директора, если устроил ребенка вне микроучастка), то они уйдут в другие сферы или в частные школы. За ними могут последовать и учителя, которые там работают благодаря созданным этими директорами условиям. Кто от этого выиграет?

В тоже время, деятельность школ с меньшей нагрузкой оставалась вне поле зрения. В прошлом году, когда мы начали изучать эту проблему, в Ташкенте было более 77 школ (25%), где коэффициент был менее 1, т.е. количество учеников было меньше чем мощность школы. Поэтому им поставили условие кардинально пересмотреть свою деятельность и увеличить количество учеников или освободить свое место другим кандидатам.

В мире очень мало стран, где все школы имеют одинаковое качество обучения. В Сингапуре этого смогли достичь за счет того, что государственные школы финансируются лучше, чем частные. А также, учитывая, что это очень маленькая страна.

А как у нас? Да, впервые за годы независимости, за счет сильной политической воли Президента, смогли поднять зарплаты учителям и сотрудникам школ в два этапа, но из-за того, что за 25 лет накопилось столько проблем, за один год все невозможно решить. Поэтапное поднятие зарплат в школах предусмотрено в целевых показателях Концепции развития народного образования до 2030 года.

Вместе с тем, более половины экономики в теневом секторе, соответственно госбюджет не может покрыть все расходы школ в настоящее время.

16% расходов госбюджета направляются на школьное образование, что составляет около 2,9 млн сумов на ученика в год или 246 тыс. сумов месяц. В частных школах Ташкента в месяц родители платят более 10 раз, чем эта сумма (не включая международные школы как BritishSchool,TIS и т.д., где платят 50-70 раза больше на обучение каждого ребенка). Поэтому они могут себе позволить платить такие высокие зарплаты директорам и педагогам.

Если бы госбюджет смог охватить всю реальную экономику (включая теневую), то даже при сохранении этих 16% доли школ мы бы смогли увеличить финансирование государственных школ в 2 раза.

Но для этого требуется определенное время. Надеюсь, к этому обязательно придем. Пока, в краткосрочном плане нам нужно сделать все возможное, чтобы квалифицированным директорам школ было выгодно и легче работать легально, чем нелегально. Без нормальной зарплаты руководящим работникам, все разговоры об искоренении коррупции будут оставаться только разговорами.

Потом от них можно будет смело требовать сдавать декларацию о доходах, а также усилить общественный надзор со стороны Наблюдательных советов и СМИ над соблюдением антикоррупционного законодательства.

Эти средства будут поступать напрямую во внебюджетные фонды школ, а не в государственный бюджет. Наблюдательные советы школ могут смело направлять на дополнительное стимулирование директора и педагогических работников школы не менее 60% этих средств. Т.е. директорам не надо искать обходные пути, чтобы нелегально заработать и «закрывать» вопросы школ (мелкий ремонт, проверки и т.д.), а наоборот, пусть они переходят к прозрачной системе финансирования.

Это также должно снизить нагрузку на родителей, дети которых смогли поступить в «престижную» школу бесплатно за счет прикрепления к микроучастку. Если у школы есть свои средства, не будет незаконных поборов на различные фонды, ремонт, и т.д. Это и будет служить своего рода «социальным лифтом», которого в принципе не существовало при предыдущей коррумпированной системе поступления в первый класс этих школ.

Так как у директора школы не будет возможности открывать дополнительную квоту при отсутствии физического места для организации классов, они будут более заинтересованы в репликации своих успешных моделей управления школой формированием «сетевых школ» на базе школ, где низкий коэффициент, то есть не управлялись успешно. В прошлом году мы уже пробовали пилот по созданию сетевой школы 42 и 42А на базе школы №115. Таким образом, вместо того, чтобы закрыть прием на первый класс школы №42 как планировалось изначально из-за её переполненности, она смогла открыть дополнительные классы в другой территории.

Также управленческий опыт директоров успешных школ будет передаваться директорам менее успешных школ и новым кадрам. Поэтому мы считаем важным сохранять их в системе государственного образования и создать условия для продуктивной деятельности и легальной мотивации.

Если мы будем их только наказывать (сажать), мы можем добиться того, что мы потеряем и эти немногочисленные отличные кадры. Да, тогда мы реально сможем выровнять уровни этих школ с школами куда родители не хотят отводить своих детей путем ухудшения первых. А нам нужно мотивировать и первых не останавливаться на достигнутом, и последних стремиться к успеху первых, так как это дает больше возможностей. Со временем этот разрыв будет уменьшаться, но в сторону улучшения последних.

PS. Мы, новая команда министерства, не создавали эту систему, но нам приходится ее менять, в т.ч. путем таких не очень популярных решений. Хотя можно было просто определить свои «квоты» в поступлении к этим школам и «решать» свои проблемы. И все были бы довольны. С другой стороны имеется масса людей, которые зарабатывали на этом, превращая вопрос поступления в школу в своего рода «бизнес». Естественно, что они будут всячески саботировать эти изменения, в т.ч. путем подставок с умышленной «утечкой» недостоверных сведений по суммам.

Top