«Почему мы продаем электроэнергию Афганистану?» - беседа с замминистра энергетики
Самая популярная тема для обсуждения последних дней – либерализация цен на электроэнергию, доведение их до рыночных или попросту говоря, их повышение. Данная тема ранее была рассмотрена в нашей статье «Либерализация цен на электроэнергию: ожидаемый эффект, возможные негативные последствия и их предупреждение». Какова же цель этой, не
поддерживаемой большинством населения, реформы?
С этим вопросом мы обратились к заместителю министра энергетики страны Шерзоду Ходжаеву.
- Каков объем субсидий, направляемых в отрасль? Когда они будут прекращены? Когда будет сформирован свободный рынок электроэнергии без вмешательства государства?
- Все дело в том, как понимать термин субсидия. Наша отрасль сама возмещает свои расходы, т.е., не работает в убыток и не получает от государства денег непосредственно. Однако, модернизация системы, замена устаревшего оборудования, ввод новых проектов - осуществляются с помощью государства. Что касается себестоимости продукции и разницы между нею и ценой продажи, то у некоторых наших предприятий себестоимость значительно превышает отпускную цену, у других - наоборот. В общем и целом они примерно уравновешиваются. К этому я могу добавить, что если сравнить регионы, где производится электроэнергия и регионы её наибольшего потребления (по плотности населения и объемам производства), то эти две карты резко отличаются друг от друга.
- Существуют ли страны, в которых эта отрасль никак не связана с государством?
- Интересный вопрос. Ответ: нет и быть не может. Причина в том, что производство электроэнергии неразрывно связано с полезными ископаемыми, а они считаются естественными монополиями. Как же при этом обойтись без государственного вмешательства? Дело в том, насколько велико это вмешательство. Недавно на эту тему прошло международное мероприятие в Турции, где опыт этой страны ставили в пример другим. Государство для развития отрасли создает равные удобства и возможности, а там где надо - дает гарантии. Например, организует гарантированное обеспечении природными богатствами, создает правовые основы системы закупок. А самое главное, всесторонне поддерживает производство из возобновляемых источников энергии.
Мы тоже должны работать в этом направлении. Сейчас уже дошло до того, что производителей солнечной и ветряной энергии мы допускаем на свой рынок по итогам отбора, то есть, желающих хватает. Им выделяется меньше неперспективной территории, так как себестоимость увеличится и субъект не выдержит конкуренции, больше перспективной (более солнечной) территории и тогда цена, естественно, будет снижаться. Реформа также преследует и такую цель - создание равных возможностей.
- Какие результаты принес экспериментальный порядок тарификации, внедренный на территории Юнусабадского района столицы? Есть ли предварительный анализ?
- Можно с уверенностью сказать, что эксперимент имел положительные результаты. Расход электроэнергии при условиях более высокой цены за перерасход сверх установленного лимита - значительно уменьшился. Это рыночный механизм и естественно люди думают о своем бюджете. Может возникнуть вопрос: почему тогда не внедрить этот порядок повсеместно? Здесь есть деликатный момент. Узбекистан состоит не только из столицы и крупных городов. Скажем, для Ташкента этот порядок может быть удобен, когда 200 кВт на семью предоставляется по социальной цене, а остальное по рыночной.
Но в сельской местности положение совсем другое. Зимой там нет центрального отопления, газа, угля, дрова в дефиците. Что делать сельскому населению? Только успевать в промежутках, когда подается электроэнергия - отопить ею дом, приготовить на ней еду, естественно о лимите тут и говорить не приходится. Отсюда невозможность применить одни и те же условия для населения, находящегося в условиях противоположных.
- Идет рост населения, развивается производство и растет потребление энергии. Такими темпами, не окажемся ли мы в «хроническом» дефиците?
- У меня на руках имеются анализы расхода энергии по стране на год, месяц и даже день. По сравнению с этим же периодом прошлого года расход по стране увеличился на 6-6,5%. Для наглядности, можно представить, что за год к нам присоединилась еще одна Сурхандарьинская область. Но давайте признаем, ведь перебоев с электроэнергией стало меньше. Конечно, недостатков хватает, и нас часто критикуют за них. Но есть и достижения. Запущен ряд новых электростанций, составлен детальный план действий до 2030 года. Ознакомимся с планом на 2019 год: Туракурганская электростанция в Намангане – годовая мощность 900 мегаватт, вторая паро-газовая электростанция в Навои – 450 мегаватт, Тахиаташ – первый блок на 230 мегаватт в этом году, на 280 мегаватт в первом квартале 2020 года.
Вводятся в строй новые сооружения, сооружения на газовом топливе, их КПД составляет 50-55%. Около 30% наших станций - оставшиеся с советских времен, значит система нуждается в масштабной модернизации. Для этого нам нужны инвесторы и для них нам надо либерализовать цены. Цель реформы - не получение прибыли, а удовлетворение потребностей населения и бизнеса. Пользуясь случаем, хочу попросить у народа и бизнеса пользоваться энергосберегающими устройствами.
- Пару лет назад на одном из форумов говорилось о том, что если взыскать всю многомиллиардную задолженность за энергию с населения и предпринимателей, то не будут нужны и инвестиции. Затем было организовано БПИ. Принесла ли ожидаемый эффект деятельность бюро?
- Да, собираемость платежей возросла и культура оплаты улучшилась. Самое главное - резко уменьшилось количество незаконных подключений к энергосетям и появилась организация, которая занимается этим непосредственно. Тем не менее, населению следует обратить серьезное внимание на своевременную оплату.
- Вопрос, который интересует многих: почему мы продаем электроэнергию в Афганистан? Ведь энергии нам самим не хватает, да и существует опасность неуплаты со стороны партнера.
- Здесь преследуются две цели, первая - политическая. У нас издревле говорят: мир у соседа, мир у тебя. Узбекистан это одна из стран, которые прилагают большие усилия для обеспечения мира в Афганистане. Если там не будет мира, нам поневоле придется уделять этой стране больше внимания, то есть, выиграв что-то, можно и потерять.
Второе - это небольшой объем поставляемой энергии - менее 2% от общего потребления. В конце концов, продаем мы с выгодой для себя, да и опасности неплатежей нет - из Афганистана деньги аккуратно поступают в порядке предоплаты. Да, их показатель платежей от населения не превышает и 40%, но благодаря государствам-донорам, все долги оплачиваются своевременно.
Сейчас мы работаем над проектом крупной линии на направлении Сурхон–Пули-Хумри, ее строительство будут осуществлять наши сотрудники. Для поддержки этой линии, сдача которой намечена на 2022 год, Узбекистаном предоставлена скидка в размере 45 млн долларов США, это означает, что прибыли от строительства мы не получим. До ввода в действие проекта мы в будущем увеличим и объемы производства и экспорт.
Еще одно - наша страна считается очень удобной по своему географическому и геополитическому расположению. В будущем мы создадим такую систему и превратимся в энергетический хаб, что будем получать большие прибыли от энерготранзита и, что самое главное, другие страны будут в этом заинтересованы.
Новости по теме
18:05 / 11.11.2024
Разработан проект документа о предоставлении скидок на электроэнергию не газифицированным домохозяйствам
17:39 / 07.11.2024
В 2024 году в Афганистане производство наркотиков выросло на 19%
13:40 / 07.11.2024
В Бухаре предприниматель расхитил электроэнергию на 1,1 млрд сумов
10:24 / 04.11.2024