20:42 / 19.07.2019
4139

«Узархив» отреагировал на статью Агентства госуслуг об электронном правительстве

На днях Агентство государственных услуг опубликовало статью «Почему электронное правительство не функционирует в полную силу?»

В пресс-службе Агентства «Узархив» отреагировали на вышеуказанную статью.

В частности, по части статьи «... А это создаёт ряд проблем для физических и юридических лиц. Например, на основании действующего законодательства, социально-правовые запросы граждан государственными архивами рассматриваются в течение 30 дней»:

В соответствии статьи 11 закона «Об Электронном правительстве» одним из принципов регулярного совершенствования порядка оказания электронных государственных услуг является сокращение количества документов, предоставляемых заявителями.

Это означает, что при полном запуске «Электронного правительства» необходимо принимать цифровые решения, сокращая избыточные документы, а не оцифровывать бумажные документы.

Исходя из этого следует что, не нужно оцифровывать документы по личному составу хранящиеся в государственных архивах (3,4 млн. единиц хранения, в каждой единице до 250 листов в среднем), а при оформлении пенсии следует отказаться от требования этих документов.

Как это будет?

В настоящее время существует возможность установления размера заработной платы граждан, исходя из данных АК Народного банка об обязательных взносах в накопительную пенсионную систему за период с 2005 года, а также данных электронного централизованного реестра индивидуального учета начисленных страховых взносов граждан, поступивших в Пенсионный фонд за период после 2015 года.

В соответствии с частью первой статьи 31 закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» для исчисления пенсии, берется заработок за любые пять лет подряд в течение последних десяти лет трудовой деятельности независимо от имеющихся перерывов в работе.

Исходя из этого, при назначении пенсии возможен полный отказ от истребования архивных данных о заработной плате после 2005 года.

При оформлении пенсии за рубежом (в том числе в Азербайджане, Молдове и других странах, где пенсионная система как в Узбекистане) с граждан не требуются архивные справки, подтверждающие заработную плату и трудовой стаж. Также ни в одной из зарубежных стран даже не планируется оцифровка документов по личному составу, имеющих исключительно практическое значение. Причиной этому является то, что с экономической стороны это приводит к неэффективному использованию средств.

По данному вопросу Министерством финансов по согласованию с Агентством «Узархив» подготовлен проект постановления Кабинета Министров «О совершенствовании процесса сбора документов, необходимых для назначения государственных пенсий гражданам», который в настоящее время находится в процессе согласования с министерствами и ведомствами.

По предложению статьи «... По информации Агентства «Узархив», оцифровано только 5 % документов Национального архивного фонда и 23 %  особо ценных документов»:

В государственных архивах хранится более 12,9 млн. единиц хранения документов, из них 8,4 млн. единиц хранения составляет Национальный архивный фонд Республики Узбекистан (постоянного срока хранения), 3,3 млн. единиц хранения документов по личному составу (со сроком 75 лет хранения) и 1,1 млн. единиц хранения документов временного срока хранения. Осуществление хранения оставшихся документов осуществляется в ведомственных архивах каждой организации.

Хотя в настоящее время наиболее актуальным вопросом, стоящим перед государственными архивами, является оцифровка документов Национального архивного фонда с постоянным сроком хранения, в то же время для оцифровки документов не хватает специалистов-сотрудников и в большинстве государственных архивах отсутствует штатная единица специалиста-оцифровщика. По этой причине оцифровано 5 % документов Национального архивного фонда и 23 % отдельных ценных бумаг.

По решению данной проблемы Агентством «Узархив» разработаны проекты указа «О мерах по совершенствованию архивного дела и делопроизводства в Республике Узбекистан» и постановления президента «О совершенствовании деятельности Агентства «Узархив» Республики Узбекистан», в соответствии с которыми предусмотрено в архивах введение отдельных штатов и создание отделов по оцифровке. Проекты документов в настоящее время находятся в процессе согласования с министерствами и ведомствами.

По предложению статьи «... На сегодняшний день даже у Агентства «Узархив» не сформирована база данных и информационная система, способная охватить всю республику»:

С 2013 года в Агентстве «Узархив» ведется электронный Государственный каталог по фондам архивных документов, хранящихся в государственных архивах, который находится в рабочем состоянии.

Также с 2008 года постоянно пополняется и активно используется электронная база данных документов по личному составу, хранящихся в государственных архивах (по данным в каких архивах хранятся документы). (http://archive.uz/search-data?page=10).

Проделываемая работа по устранению существующих проблем.

Как отмечалось выше, агентством «Узархив» в целях устранения существующих проблем в сфере разработаны проекты указа «О мерах по совершенствованию архивного дела и делопроизводства в Республике Узбекистан» и постановления президента «О совершенствовании деятельности Агентства «Узархив» Республики Узбекистан».

По представленным предложениям проекты документов были переработаны и направлены на согласование в соответствующие министерства и ведомства.

В документах по совершенствованию архивного дела и делопроизводства в Республике Узбекистан предусматривается, в том числе следующее:

- создание секторов оцифровки архивных документов (перевод в электронную форму), состоящих из 30 штатных единиц в каждом государственном архиве;

- приобретение 200 сканеров, кино-сканеров, серверов, 200 компьютерных устройств для оцифровки документов (перевода в электронную форму);

– создание единой информационной системы государственных архивов по использованию оцифрованных архивных документов;

- строительство дополнительных хранилищ для 12 областных государственных архивов;

– реконструкция 7 государственных архивов, а также решение многих других вопросов. Принятие этих документов станет огромным импульсом для развития архивной сферы.

В заключение очевидным является то что, в настоящее время немало проблем в области архивного дела, но целесообразно серьезно подходить к их интерпретации в средствах массовой информации, обосновывать их эффективность и быть в курсе того, что делается в этом направлении.

Top