18:09 / 05.08.2019
22224

Почему хокимы не отвечают перед законом?

Фото: KUN.UZ

Говоря словами Премьер-министра, в узбекском языке появилось новое понятие «снос». Это новое слово, наводящее страх и ужас на простых людей, предпринимателей и инвесторов, никак не воздействует на хокимов. По крайней мере, так было до 3 августа.

На совещании Шавкат Мирзиёев указал на резкое недовольство населения сносами, проведенными в Кашкадарьинской, Хорезмской и Ферганской областях, и жестко предупредил хокимов. Президент заявил, что не может спокойно работать, видя репортажи о страданиях народа, выложенные в Интернет и опубликованные в прессе.

Действия хокимов Эрманова и Рузиева, Президент охарактеризовал как отсутствие культуры и, более того, измену. Им было поручено выступить в Интернете и признать свои ошибки перед широкой общественностью, представить отчет. Немного позже, хокимы один за другим в своих выступлениях стали просить прощения у народа.

Вызывает справедливое недоумение тот факт, что, к примеру, хоким Ферганской области, несмотря на то, что в прессе регулярно публиковались статьи о мучениях простого народа в Риштанском районе, оказавшегося без крыши над головой в 40-градусную жару при полном попустительстве районных властей, самоустранился от этой проблемы и оставил страдающее население один на один с его проблемами.

Хоким Хорезмской области не отреагировал на проблему, освещенную в статье на сайте Kun.uz, чем вызвал справедливый гнев жителей области. Переселенным из-за сносов людям, живущим практически под открытым небом в хибарах из полиэтилена и досок, в течение двух месяцев не выплачивали компенсаций.

Хоким Кашкадарьинской области, даже после того, как доведенный до отчаяния предприниматель облил бензином и поджег заместителя районного хокима, не посчитал нужным немедленно прибыть на место происшествия.

Возникает вопрос, а действительно ли раскаиваются в своих ошибках хокимы, бросившиеся наперебой извиняться перед народом лишь после жесткой реакции Президента?

А призванные обеспечивать соблюдение законности, органы прокуратуры? Почему они смотрели сквозь пальцы на вопиющее беззаконие? Разве не должны привлекаться к ответственности руководители, по указанию которых вразрез с установленным порядком сносили дома людей, выбрасывая их на улицу? Ведь мы уже убедились в том, что в Узбекистане перед законом все равны! И если хокимы прилюдно признали свои ошибки, а вернее, правонарушения, то их надо простить? Есть ли у кого-либо такое право?

На самом деле, пришло время критически пересмотреть деятельность хокимов, которых не избирал народ и которые заседают в Сенате и парламенте, представляя как законодательную, так и исполнительную власти. Они должны освободить не только председательство в совете депутатов на местах, но и кресла сенаторов. По какой логике можно предоставить одному лицу полномочия издания законов и их исполнения? Да еще наделив его неприкосновенностью.

Речь идет об открытом попрании хокимами фундаментальных прав человека. Об извращении политики главы государства в глазах народа, посредством несоблюдения установленных правил и законов. Поскольку, не вмешайся в дело президент, скорее всего, вся эта ситуация могла бы продолжаться еще сколь угодно времени.

Президент дал отдельное поручение Премьеру А.Арипову и руководителю Администрации президента З.Низомиддинову.

«Эти вопросы еще не решены. Поэтому я поручаю Арипову и Низомиддинову: представьте предложения об освобождении от занимаемых должностей хокимов областей»,  - поручил президент.

Не секрет, что у нас проблемы, беспокоящие общество, подвергаются общественному обсуждению лишь после того, как на них указывает Президент. Разве до сего дня Премьер-министр не был в курсе происходящего? Почему он не отреагировал на действия хокимов, порочащие нашу страну? И Зайнилобиддин Низомиддинов, возглавляющий президентскую администацию, не призвал к порядку руководителей, наносящих прямой урон имиджу Узбекистана. Что скрывает за собой их молчание – нам неизвестно, но люди надеялись на них, как на ближайших соратников Президента.

Извинения принесены, но наш Узбекистан, в котором мы с вами собираемся строить правовое государство, должен показать, что перед законом все равны. Сложившаяся ситуация требует этого.

Алишер Рузиохунов

Top