Система «2+3». Когда вузы Узбекистана войдут в топ-1000 лучших?
10-12 сентября в городе Цюрих (Швейцария) прошел Всемирный саммит образования, в котором принял участие руководитель Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан Улугбек Ташкенбаев.
В работе саммита приняли участие международные эксперты ведущих вузов мира. Здесь был объявлен «Рейтинг университетов мира -2020».
Корреспондент Kun.uz взял интервью у руководителя Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан Улугбека Ташкенбаева о повышении качества образования отечественных вузов для подготовки востребованных специалистов, международном сотрудничестве и возможности включения наших вузов в топ лучших высших учебных заведений мира.
- Чем, по-вашему, запомнился Всемирный саммит образования?
- Глава государства поручил нам установить партнерские отношения с ведущими международными рейтинговыми агентствами для повышения международного авторитета высших учебных заведений Узбекистана, поэтому наша делегация на саммите провела переговоры о сотрудничестве с рейтинговым агентством The Times Higher Education. Кроме того, во время визита мы ознакомились с передовым опытом в сфере образования Швейцарской Федеративной Республики, также установлены взаимовыгодные связи между учебными заведениями и организациями.
- Вы отметили, что в рамках саммита был объявлен официальный «Рейтинг университетов мира 2020». Какие требования предъявляются для получения места? Каким требованиям не отвечают отечественные вузы?
- В рейтинге приняли участие 1400 вузов из 92 стран. По результатам два года подряд первое место занял Оксфордский университет. В топ-1000 вошли и университеты стран СНГ – 39 российских, 6 украинских, 2 казахстанских и по одному грузинскому и белорусскому вузу.
Для вхождения университетов в топ-1000 необходимо размещение научных статей в базе Scopus и совместных научных статей в соавторстве с зарубежными профессорами, а также написание работ международного значения. Учитывается также доход вуза, охват студентов профессорами и преподавателями и многое другое.
Ни один из отечественных вузов не отвечает всем этим требованиям. Хоть и высок уровень потенциала иностранных студентов в вузах приграничных регионов, тем не менее они отстают по другим критериям. Или, наоборот, несмотря на то, что университет находится в центре и имеет высокий научный потенциал, число обучающихся иностранных студентов в нем невелико.
- Что необходимо предпринять, чтобы вузы Узбекистана вошли в топ-1000?
- Конечно, вхождение наших вузов в этот рейтинг невозможно осуществить быстро. По поручению правительства мы определили для себя приоритетные задачи по вхождению наших вузов в рейтинг сильнейших вузов мира, и работаем в этом направлении.
В частности, мы наладили сотрудничество с международным агентством THE, которое формирует рейтинг. До саммита мы встретились с представителями агентства и провели переговоры с директором по данным и аналитике THE Дунканом Россом. В ходе встречи мы обсудили вопросы реализации проекта 10/1000, чтобы помочь Узбекистану занять место в глобальном рейтинге вузов и установить партнерские отношения с топ-1000 лучших университетов в рейтинге мировых университетов 2020 года.
Государственная инспекция по надзору за качеством образования совместно с министерством высшего образования разработала дорожную карту для включения наших вузов в список международных рейтинговых агентств, таких как QS и THE.
Для вхождения наших вузов в рейтинг лучших зарубежных университетов, в первую очередь необходимо увеличить долю зарубежных профессоров-педагогов и студентов.
Работа в этом направлении уже начата, университеты, зарегистрировали свои профили и начали публиковать в базе данных Elsevier Scopus статьи в соавторстве с зарубежными коллегами. Каждый профессор, опубликовавший научную статью в базе Scopus, получает денежное вознаграждение из внутренних средств учебного заведения. Для того, чтобы увеличить шанс попадания вуза в рейтинг международной организации THE мы планируем увеличить объем научных публикаций на базе Scopus до 200 статей в год.
Мы также проводим опрос престижности уровня исследований в наших вузах. Вопросник рассылается международным рейтинговым агентствам QS и THE, ведущим отраслевым исследовательским центрам и производителям, а его результаты анализируются с участием международных экспертов.
Кроме того, важно увеличить общий доход университета и доходы от реального сектора экономики. В целях поддержки научной деятельности профессорско-преподавательского состава необходимо стимулирование путем выделения международных грантов и средств государственного бюджета. И, как следствие, увеличение доходов в среднем на 5-10%.
Одной из важных задач является улучшение сайтов вузов. Сайты должны периодически заполняться информацией не только на русском и узбекском, но и на английском языке, для того, чтобы с ней могли ознакомиться международные партнеры и зарубежные рейтинговые агентства.
- Что делается сегодня для улучшения международного сотрудничества?
- Как я уже отметил, для включения вуза в международный рейтинг, важное значение имеет публикация научных статей педагогов в зарубежных изданиях.
Поэтому в рамках саммита была проведена встреча со старшим вице-президентом крупнейшего в мире научного издательского дома Elsevier - г-жой Марией де Клейн и вице-президентом по глобальным стратегическим сетям г-ном Максом Воглером. Мы договорились сотрудничать с этой компанией для дальнейшего повышения международного авторитета узбекских научных журналов, разработки дорожной карты для местных публикаций для их включения в базу данных Scopus. В рамках этого соглашения мы планируем провести научно-практический семинар 8 октября текущего года с участием представителей Elsevier в Узбекистане.
Кроме того, мы провели переговоры с президентом Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA) Кристофом Гролимундом. По итогам переговоров мы договорились присоединиться в качестве наблюдателей ENQA, создать систему ENIC / NARIC в Узбекистане для постепенной интеграции в европейскую образовательную сеть.
Необходимо упомянуть, что Европейская ассоциация по гарантии качества высшего образования ENQA была основана в 2000 году, для продвижения европейского сотрудничества в области обеспечения качества (QA) в высшем образовании. В настоящее время 30 стран являются членами ENQA.
- Вы также говорили о лучшей практике Швейцарской Федеративной Республики в системе образования во время Всемирного саммита по образованию. Какой опыт может быть полезен для нашей страны?
- В ходе визита нашу делегацию приняли главы государственного секретариата по вопросам образования, исследований и инноваций Швейцарии (SERI).
Хочу привести несколько примеров, доказывающих важность нашей встречи:
К примеру, 20% работающих в Швейцарии составляют иностранные граждане. Поэтому здесь особое значение имеет вопрос признания зарубежных дипломов. Швейцарская Конфедерация успешно участвует в PISA - международной программе оценки знаний студентов с 2000 года.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что особенности швейцарской системы образования, процедура аккредитации образовательных программ (каждое высшее учебное заведение раз в семь лет проходит аттестацию-аккредитацию), правила признания международных дипломов и участие в международных программах оценки знаний студентов, таких как PISA были бы полезны и для наших вузов.
Помимо этого, мы познакомились с деятельностью нескольких вузов Швейцарии. К примеру, посетив Педагогический институт Цюриха, мы познакомились с системой подготовки кадров, повышения их квалификации. Для того, чтобы начать преподавать в швейцарском вузе, профессора-педагоги должны иметь двухлетний, а руководители 10-летний стаж работы учителя общеобразовательных школ.
Студенты педагогических вузов получают теоретические знания по общему образованию в течение двух дней в неделю с первого года обучения, а остальные три дня получают практические навыки с учителями в прикрепленных школах. В этом случае устанавливаются партнерские отношения между университетами и школами, также заключаются договора с наиболее опытными преподавателями.
- Можно ли применить подобную систему теория+практика в отечественных вузах?
- Воспитание будущего страны зависит от того, какое поколение мы взрастим. На саммите ведущие эксперты со всего мира неоднократно повторяли в своих выступлениях необходимость осторожно относиться к реформам образования в погоне за новшествами и инновациями, в противном случае можно свести к нулю передовой существующий опыт системы образования.
Тем не менее, нашим вузам нужно время, чтобы разработать механизм для эффективного взаимодействия работодателя со студентами. В ведущих вузах мира подобная практика совершенствуется день ото дня. Именно поэтому мы предлагаем создать систему получения практического опыта в общеобразовательных школах для учащихся педагогических вузов в форме «5 + 1». Данная система подразумевает обучение в вузе в течение 5 дней, а один день в неделю студенты будут практиковать обучение детей в школе. Поскольку текущее состояние школ, оснащенность лабораторий, наличие дополнительных классов не позволяет внедрить систему «2+3».
Мы предлагаем создать отдельный совет работодателей, чтобы учесть их мнения и обеспечить их непосредственное участие в образовательном процессе.
Кроме того, мы предлагаем создать Институт образовательных исследований, который будет разрабатывать учебные планы в системе непрерывного образования на основе швейцарского опыта, изучать проблемные вопросы образования, а также разрабатывать целевые планы и дорожные карты для их решения.
Институт будет создан с целью изучения существующих проблем и поиска их решений, разработки материалов вступительных испытаний в соответствии с международными стандартами. Также планируется внедрение новых учебных программ и методов интерактивного обучения, а также разработка методик обучения на основе современных информационных и коммуникационных технологий.
При этом нужно понимать, что процесс вхождения наших вузов в топ-1000 очень сложен и для этого понадобятся годы. Но внедрив передовой зарубежный опыт в образовательный процесс, можно достичь хороших результатов.
Беседовала Зилола Гайбуллаева
Новости по теме
15:20 / 17.10.2024
«Здесь на первом месте жажда знаний учащегося» — студент Нью-Йоркского университета из Узбекистана
09:22 / 09.02.2024
Финансовый и Фискальный институты переведены в состав «Нархоза»
19:38 / 20.12.2023
Утвержден комплекс предметов, по которым будет проводиться тестирование на вступительных экзаменах 2024 года
20:25 / 05.10.2023