«У меня на это пять причин» - почему Узбекистану не следует присоединяться к ЕАЭС?
На мой взгляд, присоединение Узбекистана к Евро Азиатскому Экономическому Сообществу (ЕАЭС) сегодня и при нынешних условиях – нецелесообразно. В свою очередь, и для Российской Федерации вступление Узбекистана в ЕАЭС не только не принесет эффекта, но напротив, нанесет ущерб её интересам.
Почему?
Во-первых, сейчас экономика Узбекистана крайне нестабильна. Если большинство стран постсоветского пространства прошли период «шоковой терапии» еще в 90-е и частично в начале нулевых годов, то Узбекистан только начинает эти реформы. Ислам Каримов, как осторожный экономист, выбирал пути контроля над любыми процессами.
В том числе и валютной и ценовой политики. В результате, для удержания баланса социальных настроений, границы были под жестким контролем. Товарные потоки были организованы таким образом, что в первую очередь пользоваться продукцией сельского хозяйства и других отраслей могли самые необеспеченные слои населения. За прошедшее время промышленность Узбекистана не смогла твердо встать на ноги.
Если сегодня Узбекистан вступит в ЕАЭС и в рамках интеграции откроет двери для товарных потоков, то в 33-миллионном Узбекистане могут смениться социальные настроения. Если в результате вступления в нашей стране возрастет социальное напряжение, это может нанести глобальный ущерб репутации сообщества. Тогда может быть поставлена под угрозу легитимность, возникнут отрицательные настроения в других странах сообщества, что создаст возможность для выхода некоторых стран под предлогом «социальной напряженности».
Во-вторых, в Узбекистане производство более слабо, чем в других странах ЕАЭС. Экономики России, Казахстана и Беларуси отличаются от нашей в лучшую сторону, и по величине продукта на душу населения и по эффективности производства. В случае присоединения, производители Узбекистана могут проиграть конкурентную борьбу другим странам, а это угрожает потерей всей отрасли.
В-третьих, за последние 5 лет Россия переживает свой не самый лучший геополитический и экономический период. Она находится под грузом международных санкций, что конечно же, отрицательно влияет на её экономику. За последние годы рубль обесценился вдвое.
Внутри ЕАЭС существует дисбаланс: 90% составляющих показателей приходится на долю России. И принятие политических решений, и информационные потоки свидетельствуют об одном: цель данной организации - «обслуживать» интересы России.
После смены высшей власти в Узбекистане в 2016 году, страна стала отказываться от наследия времен Каримова в виде внешнеполитического изоляционизма и геополитической дихотомии (сближение с одной стороной и удаление от других). В Узбекистане очень велика потребность в свободном и взаимовыгодном взаимодействии с международным сообществом для преодоления годами копившихся экономических, политических и геополитических проблем.
Вступление Узбекистана в ЕАЭС отрицательно скажется не только на внутренних делах, экономической ситуации и социальных настроениях внутри страны, но и может нарушить только намечающееся равновесие и сбалансированность во внешнеполитических связях.
В-четвертых, до сих пор не вступая в ЕАЭС Узбекистан, тем не менее, проявлял интерес к вступлению в «Единое экономическое пространство» сообщества, направлял соответствующие документы. Об этом ведут переговоры и Иран, Китай, Куба и другие страны. Если целью ЕАЭС является экономическое сотрудничество, а не политические и геополитические интересы, то почему бы не удовлетворить интерес нашей страны в зоне свободной торговли с сообществом и тем самым не упрочить экономическое взаимодействие?
В-пятых, после 2016 года качественно поменялись взаимоотношения между Узбекистаном и Российской Федерацией. Сегодня экономические, политические и культурно-гуманитарные связи между двумя странами находятся на высочайшем уровне. Если Узбекистан присоединится к ЕАЭС, это может привести к ухудшению социальных и политических настроениях внутри страны.
К примеру, если после присоединения к ЕАЭС, в Узбекистане не произойдет скорейшего улучшения социальной ситуации (а для этого нет никаких оснований), то за 2-3 года могут напротив, сформироваться протестные по отношению к России настроения. На сегодняшний день и в Казахстане, и в Кыргызстане (члены ЕАЭС) социальное доверие к России сильно подорвано.
В долгосрочной перспективе увеличение в Узбекистане количества отрицательно настроенных к России людей, не отвечает интересам обоих государств.
В ближайшее десятилетие Узбекистан по численности населения станет второй страной на постсоветском пространстве (превзойдя по этому показателю Украину). А Россия из-за своих геополитических проектов, успела испортить отношения с Украиной, Грузией и странами Балтии.
Принимая во внимание опасность возникновения в Узбекистане социального напряжения и негативного отношения к «старшему партнеру», официальной Москве было бы целесообразно пересмотреть свои стремления включить Узбекистан в ЕАЭС и принять внимание наш интерес к вступлению в «Единое экономическое пространство» сообщества.
Камолиддин Раббимов
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Новости по теме
20:25 / 10.12.2024
«Права человека – главный признак сильного государства» — со дня принятия исторической декларации прошло 76 лет
13:52 / 18.10.2024
Узбекистан не будет вступать ни в какие военные структуры – Акмаль Саидов
08:56 / 27.08.2024
Россия отправит в Узбекистан тест-системы для выявления оспы обезьян
20:00 / 20.05.2024