14:36 / 08.11.2019
0
2567

Зачем преграждать бюрократией дорогу «золотым умам»? Беседа с экспертами

Фото: KUN.UZ

В последние годы мы все чаще слышим такие словосочетания как «инновационное решение», «инновационная идея», «инновационное предложение». На первый взгляд кажется, что изменения и новшества происходят во всех сферах. Правда и то, что меняется методика работы, и подходы уже не такие, как прежде, позитивные сдвиги в жизни общества являются доказательством этого. Но здесь напрашивается вопрос: означает ли инновация обновление, основанное на только на внутренних возможностях? Мы говорим об инновации, но достаточно ли у нас для этого кадров? Ни для кого не секрет, что нехватка специалистов – это больная точка практически для всех сфер. И, к сожалению, даже в такой обстановке, имеют место бюрократические препоны для «золотых умов» -учёных-соотечественников, желающих вернуться на родину.

В этой статье излагаются чрезмерные административные барьеры для признания ученых степеней за рубежом. Эксперты отметили, что Положение «О получении степени за рубежом» устарело и не соответствует реалиям времени.

Ранее мы писали, с какими препятствиями сталкиваются молодые учёные в процессе нострификации научной степени. В ней эксперты выражают свое мнение о «Порядке признания и нострификации документов об образовании, выданных за рубежом», который, по их мнению, не отвечает критериям сегодняшнего дня и с моральной точки зрения - устарел. Высшей аттестационной комиссией при Кабинете Министров были приняты во внимание обоснованные претензии и на портале обсуждения нормативно-правовых актов был опубликован проект нового постановления.

Но, если вы ознакомитесь с новым проектом, то убедитесь в том, что административные барьеры для признания ученых степеней, присвоенных за рубежом, не были уменьшены, а скорее, увеличены. Непонятно, какая преследуется цель?

Заместитель начальника управления Министерства юстиции Бахшилло Хужаев и заведующий кафедрой Ташкентского государственного юридического университета Отабек Нарзиев прокомментировали недостатки нового проекта положения, акцентируя внимание на то какие негативные последствия могут иметь административные барьеры в системе.

«Большинство наших ученых все еще находятся в «потребительском» настроении» 

Прежде чем говорить о недостатках в нового положения, желательно начать с объяснения того, насколько важно для Узбекистана привлекать кадры из-за рубежа и признавать ученые степени, полученные за границей. Некоторые из ученых все еще находятся в потребительском настроении, то есть работают над чужими разработками, не создают инноваций, а внедряют здесь иностранные технологии. К сожалению, процесс создания инновационной атмосферы у нас очень затруднен.

Если у ученых возникнет настрой на инновации, это поможет улучшить жизнь общества. Международные организации делят страны не на развитые и развивающиеся, а на общества потребительские, производящие и обслуживающие. Мы не можем перейти на последние два этапа. Япония, Сингапур и Корея уже давно имеют обслуживающую прослойку. Как они пришли к этому? Конечно, повысив научный потенциал. В общенациональном масштабе у нас недостаточно внутренних возможностей для подготовки кадров, отвечающих требованиям реформ. Нам нужны «светлые головы», обученные за границей. Их опыт и знания нужны сегодня, как никогда.

«В местных университетах почти нет профессоров с международными учеными степенями, что затрудняет доступ к международным рейтингам»

Концепция развития высшего образования до 2030 года ставит задачу поэтапного вхождения наших вузов в международные рейтинги. Мы изучили, почему до сих пор могли получить доступ к этим престижным рейтингам. Как оказалось, в наших вузах практически нет преподавателей, которые получили ученые степени за рубежом. Когда мы сможем попасть в тысячу лучших вузов? Тогда, когда уберем барьеры для тех, кто получает научные степени за рубежом, чтобы принести свои знания и опыт в Узбекистан. Узбекская диаспора, готовая вернуться домой и использовать свой научный потенциал, намного больше, чем мы думаем. Несмотря на то, что наш президент Шавкат Мирзиёев призывает их вернуться на Родину, внести свой вклад в развитие страны, им мешают наши внутренние бюрократические барьеры. Это не поддается пониманию.

«Из-за административных барьеров, мы не можем принять уже обученных за рубежом кадров, которые получали научные степени за свой счет»

Как долго мы будем импортёрами зарубежных научных результатов? Большая часть выпускаемой нами продукции, только собирается здесь. У нас нет новых научных технологий. Для создания действительной инновационной среды в Узбекистане следует приложить немало усилий. Существует прослойка интеллигенции, из числа наших соотечественников, проживающих за рубежом. За рубежом проживает немало интеллигентных граждан, чьи знания необходимы нашей стране.

Они покинули страну в начале 1990-х в результате «утечки мозгов» и теперь уже стали экспертами в той или иной области. Препятствия в уставе, о которых мы упоминали выше, еще более усилят этот поток. Я хочу рассказать вам о примере, который произошел на моих глазах: мы хотели пригласить на работу друга, который имеет научную степень, полученную за рубежом. В отделе кадров сказали, что ученая степень профессора не будет признана до тех пор, пока не будет нострифицирована и, следовательно, он должен работать здесь как обычный преподаватель. Обратите внимание на другую сторону вопроса: Фонд «Эл-юрт умиди» изучил потребность в иностранных экспертах в министерствах и государственных учреждениях. По его оценкам, требуется около 1000 иностранных экспертов. Фонд предоставляет стипендии для 300 из 4000 кандидатов ежегодно. Остается неясно, сколько средств выделяется для данной стипендии государством и когда эти расходы окупятся. Возникает еще один вопрос: «когда специалист начнет своими знаниями приносить пользу государству?». Теперь подумайте: насколько правомерно перекрывать дорогу подготовленным кадрам, с ученой степенью, обученным за границей за собственный счет, (причем государство не затратило на его образование ни копейки), которые добровольно хотят приехать в Узбекистан? Насколько это логично? Есть разница между нашими специалистами, на подготовку которых государство должно затрачивать 10-15 лет, с готовыми зарубежными специалистами с научными степенями, которые стучат к нам в двери?

 «Проект положения, не меняя концептуальные вопросы, подразумевает только техническое упрощение»

В 2000 году Высшая аттестационная комиссия (ВАК) разработала новое положение, поскольку старое положение «О получении научных степеней за рубежом» устарело. В проекте положения не определен концептуальный вопрос, т.е. правовой статус иностранных ученых степеней (PhD, LLD, DSc и др.) после его признания в Узбекистане.

Это проблема, о которой мы говорили в нашей предыдущей статье, то есть, приравнивание иностранной степени PhD к национальной PhD, когда в итоге статус эксперта административно понижается - не решена полностью. Например, иностранные степени приравнены к национальным. В этом направлении ничего не сделано. Их отдельный статус окончательно не установлен.

Радует тот факт, что положение предусматривает систему прямого признания ученых степеней, полученных за рубежом. Однако этот процесс не упрощается, а усложняется введением нового административного этапа.

То есть соискатель, для прямого признания ученой степени, должен подать заявление не только в ВАК, но и в ученый совет вуза и получить его рекомендацию. Это противоречит системе прямого признания, которая должна осуществляться без каких-либо лишних процессов. Согласно проекту, соискатель теряет вдвое больше времени и сил. Решение этому простое: оставить прямое признание за ученым советом вуза и ВАК.

Также важно предусмотреть, что степени, выданные вузами из рейтинга 1000 лучших, должны признаваться автоматически в течение, максимум, одной недели. Срок, указанный в положении, составляет не менее 4 месяцев. Это время должно быть сокращено, а процесс упрощен.

 «Плата за признание иностранной степени в Узбекистане составляет около 140 долларов, а аналогичная государственная услуга, например, в Японии - около 40 долларов»

В пункте 5 Положения указано, что сумма, взимаемая за оказание государственных услуг по признанию ученой степени, полученной за рубежом равна шестикратному размеру базовой расчетной величины (223 000 сумов). Скажу для сравнения, в Японии аналогичная государственная услуга предоставляется за 40 долларов. При этом, средняя зарплата в Японии составляет около 4000 долларов. А в Узбекистане?

Насколько справедливо взимать с ученого, который обучался на собственные деньги 140 долларов (6 размеров БРВ) за бюрократию? Мы не хотим сказать, что оплата не должна взиматься. Заявитель должен оплачивать реальную сумму государственных услуг. Остальное - лишние траты. Какова цель взимания платы? Заработать денег? Поставить лишние препоны? Ученый приезжает в Узбекистан развивать науку. Он не инвестор и не предприниматель, а самоотверженный представитель науки. Зачем требовать с него дополнительную плату?

«Пункту 6 Положения может даваться различное толкование»

В пункте 6 Положения приводится перечень документов, необходимых для прямого признания иностранной степени. В частности, документы о научной степени, полученные за границей через Фонд «Эль-Юрт умиди», на целевой основе подготовке специалистов за рубежом, посредством квот, в 1000 лучших вузов, предоставляемых зарубежными странами по направлениям из иностранных университетов, министерств и ведомств.

Есть вероятность того, что применение этого пункта будет ошибочно означать, что все документы требуются одновременно. Чтобы избежать этого, в пункте 6 желательно добавить фразу «в любом из следующих случаев».  

 «Недостатки документа не должны быть основанием для отказа»

В пункте 13 Положения говорится, что в предоставлении государственных услуг может быть отказано, если запрос не удостоверен цифровой подписью или другими средствами идентификации подписей. Онлайн подача представляется как единственный вариант, а не альтернатива. Соискатель не может подать заявку в традиционном порядке. Он может это сделать через агентство государственных услуг или портал онлайн-услуг.

Он должен иметь цифровую подпись. Иностранным гражданам не предоставляются электронные цифровые подписи. Как они могут подать заявку? Процесс становится все более и более сложным. В любом случае, традиционный метод должен оставаться. Этот пункт необходимо изменить. Кандидатам должен быть предоставлен выбор. У заявителя должно быть право либо непосредственно обратиться в уполномоченный государственный орган, либо подать заявку через государственный орган или через электронный портал.

Кроме того, недостатки в документах не должны быть причиной отказа. В международной практике в случае отказа документы возвращаются, а не отклоняются незамедлительно. Заявителю будет предоставлен срок для устранения недостатков. Если же документ отклонен напрямую, он больше не будет принят.

 «Должна ли полученная за рубежом степень соответствовать требованиям для диссертации в Узбекистане?»

В соответствии с пунктом 19, соответствие требований диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) и доктора наук основано на признании иностранного документа на получение ученой степени. То есть полученная за рубежом степень должна соответствовать требованиям степени, полученной в Узбекистане.

Подобно тому, как ученый, пишущий докторскую диссертацию в Узбекистане, не соблюдает требований для такой диссертации за рубежом, так и ученый, пишущий свою диссертацию за рубежом, не сможет соблюдать требования, принятые в Узбекистане. Это естественно, в каждой стране свои законы и требования. Кроме того, непонятно, на каком основании ВАК препятствует признанию научной степени ученого, которая признается на международном уровне?

Все это вытекает из концептуальной проблемы, о которой мы упомянули выше, а именно, неопределенности правового статуса иностранных и национальных ученых степеней. Решение этой проблемы простое - создать систему признания зарубежных научных степеней в соответствии с международными стандартами, а не связывая их с национальными. Гарантировать, что ученая степень специалиста во всем мире, признанного доктором наук, останется в статусе доктора наук и после признания её в Узбекистане.

Мы уверены, что ВАК и другие соответствующие организации уделят достаточное внимание этому вопросу и устранят административные барьеры на пути квалифицированных кадров, что является важной вопросом для нашей страны.

Беседовала Мухаббат Маъмирова

Новости по теме
Пройдите авторизацию чтобы Вы могли оставить комментарий
Top