18:23 / 15.11.2019

Ученые выяснили, что у людей, доживающих до 110 лет, особая кровь

Ученые установили, что у сверхдолгожителей с возрастом в крови возникает избыток цитотоксических Т-лимфоцитов – основного компонента антивирусного иммунитета. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings oftheNational Academy of Sciences.

Японские ученые из Центра интегративной медицины Института физико-химических исследований RIKEN и Медицинской школы Университета Кэйо выполнили одноклеточный транскриптомный анализ клеток крови людей старше 110 лет для того, чтобы выяснить секрет их долголетия, пишет РИА Новости.

«Мы были заинтересованы в изучении именно этой группы людей, потому что мы считаем их хорошей моделью здорового старения», – приводятся в пресс-релизе института RIKEN слова первого автора статьи Косуке Хасимото (Kosuke Hashimoto).

Люди, которые доживают до такого возраста, как правило, не только никогда не имели онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний или инсульта, но и в течение всей жизни обладали высокой устойчивостью к инфекциям. Это натолкнуло на мысль, что, возможно, секрет долголетия кроется в сильной иммунной системе.

Ученые взяли в общей сложности 41 208 клеток от семи долгожителей и 19 994 клетки у представителей контрольной группы в возрасте от 50 до 80 лет. Обнаружилось, что, несмотря на то, что количество В-лимфоцитов у долгожителей было ниже, чем в контрольной группе, число Т-лимфоцитов было примерно одинаковым. При этом долгожители имели очень высокий уровень цитотоксических Т-клеток, то есть клеток-киллеров, способных уничтожать клетки, пораженные вирусами, а также опухолевые клетки, – до 80 процентов. В контрольной группе среди Т-лимфоцитов только 10-20 процентов были цитотоксическими.

Есть Т-лимфоциты двух типов: CD8 являются цитотоксическими, а CD4 – нет. Поэтому сначала авторы думали, что кровь долгожителей содержит повышенное количество клеток CD8. Но оказалось, что это не так. У этих людей CD4 Т-клетки с годами приобретали свойства клеток-киллеров. Причем размножение их происходило путем клональной экспансии. Это означает, что многие из этих клеток были потомками одной клетки-предка.

Авторы считают, что именно избыток CD4-позитивных цитотоксических клеток, появляющихся в крови в пожилом возрасте, является характерной особенностью супердолгожителей.

Пройдите авторизацию чтобы Вы могли оставить комментарий