20-21 ноября текущего года в Центральном банке при Корпоративном центре переподготовки банковских специалистов состоялось обсуждение вопросов по оптимизации процессов оказания ряда банковских услуг.
В соответствии с новой редакцией принятого Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности», Центральным банком, принято решение по поэтапному переходу на риск-ориентированный надзор за банками. В целях совершенствования и повышения эффективности деятельности банков, Центральный банк будет постепенно отходить от практики микрорегулирования банковской деятельности путем внедрения оптимизированных порядков осуществления отдельных видов банковских операций (кредитных, кассовых и вкладных) и пересмотра порядка расчета ряда пруденциальных нормативов.
В частности, создается правовая основа для стимулирования банков инвестировать в развитие современных банковских IT-технологий, расширяя их возможности по автоматизации бизнес процессов и позволяя увеличить спектр предоставляемых банковских услуг.
В части выдачи кредитов, отменяется практика регулирования процессов кредитования с установлением отдельных требований к управлению рисков.
Также внедряется упрощенный порядок проведения депозитных операций для банков, наладивших систему предотвращения рисков. Наряду с этим, ряд пруденциальных нормативов приведены в соответствие с международными нормами и рекомендациями Базель 3.
Расширяется функционал работников фронт-офисов путем предоставления возможности предоставления всех видов базовых банковских услуг одним сотрудником (универсальными операторами банковских услуг).
Предлагаемые меры послужат сокращению времени емкости процессов оказания банковских услуг, упрощению излишней бумажной волокиты, а также расширению доступности банковских услуг.
В свою очередь, упрощение механизмов оказания банковских услуг подразумевает усиление банками системы риск-менеджмента, в том числе мониторинга за операционными рисками, следовательно, увеличивая ответственность банков при управлении рисками.
Меры по оптимизации банковских услуг являются предметом первоочередных преобразований по переходу на современную клиентоориентированную бизнес-модель банковского дела, отмечают в ЦБ.
Центральный банк продолжит работы по изучению международного опыта и лучших мировых практик, а также выражает готовность по рассмотрению предложений коммерческих банков по дальнейшему упрощению процедур оказания банковских услуг.
При этом, Центральный банк, отходя от микрорегулирования, будет усиливать нормативно-правовую базу по регулированию отношений между банками и клиентами в целях защиты прав и законных интересов потребителей банковских услуг.