Узбекистан | 20:41 / 27.11.2019
10069
11 минут чтения

«Легко ли быть таксистом?» — проблема водителей на маршруте Андижан-Ташкент

Если вы хотите отправиться в Ташкент из Андижанской области, вам нужно выбрать один из двух видов транспорта: поезд или такси. Тот же выбор - и при возвращении. Поезд отправляется в столицу два раза в день. Стоимость проезда на этих видах транспорта практически одинаковая. Это достаточно сложное направление. Нужно пересечь горный перевал Камчик.

Пассажиры предпочитают ездить на такси. Основная причина в том, что водитель такси может забрать и отвезти вас до дома. То есть не до железнодорожного вокзала, а до указанного вами пункта назначения – будь-то Юнусабад, Чиланзар или даже массив Каракамыш.

В Андижане есть два пункта, откуда можно отправиться в столицу на такси, они известны в народе как «Ташкентский пятак». Один находится на «Автовокзале», а другой - на улице Узумзор.

На обратном пути из Ташкента, такой же «пятак» есть на автостоянке вблизи рынка «Куйлюк». По неофициальным данным, на маршруте Андижан-Ташкент работает более 500 такси. Они перевозят, в среднем, около тысячи пассажиров в день.

В редакцию Kun.uz поступило обращение от водителей данного маршрута. Как выяснилось, андижанские водители такси при въезде в Ташкентскую область задерживаются сотрудниками местного Транспортного управления и Управления безопасности дорожного движения, которые требуют лицензию, налагают штрафы, а автомобили отвозят на штрафную площадку.

Прибыв на автостоянку, мы пообщались с водителями.

 «Я езжу в столицу много лет. Проблема в том, что как только мы пересекаем перевал и въезжаем в Ташкентскую область, сотрудники УБДД и «Дарётранс» перекрывают дорогу и требуют лицензию. У нас нет лицензии. Мы обращались в Андижанское управление транспорта, там сотрудники говорят, что маршрута «Андижан-Ташкент» нет и они не могут дать нам лицензию. Нас штрафуют. В основном, мы платим на месте около миллиона сумов и нас отпускают.

Некоторых наших товарищей довели до суда. Неужели нельзя легализовать на законных основаниях нашу работу на этом маршруте? Мы не против того, чтобы была создана организация, куда мы бы смогли выплачивать ежедневно деньги и получать лицензию на деятельность по транспортировке пассажиров. На этом направлении очень много таксистов. Один водитель может в месяц осуществить до десяти рейсов.

В 2012 году столичные предприниматели взяли на себя ответственность по этому маршруту и брали с каждого водителя по 200 долларов. Нам выдали даже какие-то бумаги. Позже мы узнали, что эти люди «сели за решетку», неизвестно по какой причине. У нас снова начались проблемы», - говорит таксист Сирожиддин Мансуров.

Мы пообщались с водителем, дело которого дошло до суда.

 «На прошлой неделе на территории Куйлюка нас остановил сотрудник ГАИ. Попросил предъявить документы. Посмотрев на документы, он передал их стоящему рядом сотруднику «Дарётранс». Я взял четверых пассажиров по 70 тысяч сумов до Андижана. Я сказал, что у меня нет лицензии, так как её не выдают. Моё дело передали в суд. Моя автомашина пять дней находилась на штрафной площадке Бектемирского района. Пять дней я ходил без работы. В суде рассказал о своем положении, суд определил мне штраф в размере двух минимальных окладов. Сотрудник «Дарётранс» мне сказал: «Брат, нужно было заплатить штраф сразу, тогда обошлись бы без волокиты». Неужели вся их работа заключается в изымании штрафов?», - спрашивает водитель Голибжон Эргашев. 

Шохжахон Исроилов тоже был привлечен к ответственности. «Меня остановили на посту «Рохат». В машине были пассажиры. Сотрудникам «Дарётранс» я сказал, что ходил в Управление транспорта Андижана, но лицензии мне не дали. Мне ответили: «Об этом ты будешь говорить суду». Мы зарабатываем только этим, другой работы у нас нет. Около месяца я был в Ташкенте и решал свою проблему. Примерно месяц назад меня снова остановили, пришлось заплатить штраф 1,5 млн сумов», - говорит он. 

Около 30 таксистов рассказали нам о своей проблеме. Один пожилой человек, сказал: «Если мы оформим «патентную лицензию» согласно действующему законодательству, то цена поездки резко возрастёт».

Хамидулло Садиров, который на протяжении 11 лет курсирует из Андижана в столицу отметил следующее.

«У таксистов не каждый день есть клиенты до Ташкента. Среди водителей есть и такие, кто выходит в рейс пару раз в неделю. Если мы покрасим машину в желтый цвет и оформим все документы, то затратим около 4 миллионов сумов. А если не будет пассажиров?  Пусть они изучат наши условия и определят размер лицензии. Или нужно создать ООО, получить общую лицензию и производить ежедневную оплату или сумму в зависимости от рейса», - говорит он.

В областном транспортном управлении

Мы посетили Андижанское областное управление Министерства транспорта и задали вопросы по данной проблеме. Заместитель начальника управления Адхамжон Толаков прокомментировал ситуацию:

«Сегодня наши пассажиры, отправляющиеся в Ташкент, договариваются с владельцами частных автомобилей, водитель доставляет их до места назначения. Это выглядит как "такси без определенного маршрута".

В настоящее время нет утвержденного маршрута из Ташкента в Андижан и из Андижана в Ташкент. Регулирование немаршрутных такси осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 18 мая 2011 года № 139. В первом приложении этого постановления есть информация о требованиях к организации их работы. Это требования к водителю и транспортному средству, с учетом цвета авто и экипировки. Если соблюдены все требования, то мы своевременно выдаем лицензии каждому водителю или же компании, обратившихся к нам с заявлением. Однако автотранспортным средствам не оборудованным, в соответствии с этим постановлением, лицензия не выдается. В настоящее время более 5000 владельцев транспортных средств в Андижанской области работают таксистами в установленном порядке. Каждый из них имеет необходимую документацию и окрашенный в желтый цвет автомобиль.

В 2016 году одна компания обратилась с временным тендерным соглашением на маршрут Ташкент-Андижан. Однако перевозчик вышел из тендерного соглашения. В маршруте должна быть указана начальная точка маршрута, его пункт назначения, сумма тарифа, модель транспортного средства и номерной знак.

Выезды за пределы маршрута и превышение цен над заявленными, вызвало недовольство населения и тендерное соглашение было расторгнуто.

Я хотел бы сказать водителям следующее. Если водитель нарушит требования постановления №139, и инспекторы определят, что водитель работает без лицензии, то не только в Ташкентской области, но и в районах долины, он понесет наказание согласно части 3 статьи 176 Кодекса об административной ответственности. Водители должны обратиться в нашу организацию, переоборудовать автомобиль в соответствии с Постановлением, подать заявку на получение лицензии. Только после этого он сможет свободно осуществлять свою деятельность по всей республике», - сказал Адхамжон Толаков.

По словам чиновника, в настоящее время ожидается ряд позитивных новостей для водителей, осуществляющих транспортные услуги.

Мы проанализировали вместе с таксистами, которые обратились в редакцию, во сколько обойдется переоборудование их автомобилей в соответствии с постановлением № 139.

 

 Данные получены из Андижанского транспортного управления.

1. Заключение договора с транспортной компанией с нотариальным заверением - 400 тыс. сумов;

2. Окраска автомобиля в желтый цвет - от 800 тыс. до 1 млн сумов;

3. Замена техпаспорта в УБДД из-за смены цвета на желтый и получение номера с серией «ТТ» - 750 тыс. сумов;

4. Лицензионный сбор в размере 2-х кратной базовой расчетной величины (БРВ равна 223 тыс. сумов) в пределах региона и 5,5-кратной по всей республике (один раз в год);

5. Ежемесячная выплата 600 000 сумов предприятию;

6. Ежемесячная арендная плата 50-60 тыс. сумов.

Мы не включили сюда и то, что после окрашивания автомобиля в желтый цвет, его рыночная цена значительно падает (цена на окрашенные автомобили на вторичном автомобильном рынке снижается).

 

Как видите, для того, чтобы стать водителем такси, необходимо пройти сложные бюрократические процессы и уплатить немалую сумму.

И это при том, что наличие клиентов вовсе не гарантированно.

Напрашивается вопрос, не пришло ли время разработать новый проект постановления не только для маршрута Андижан-Ташкент, но по всей системе оказания транспортных услуг населению, изучить общественное мнение и внести какие-то послабления?

В конце концов, из-за сложных процедур, установленных постановлением Кабинета Министров, массовый водитель-таксист не проходит лицензирование, что отражается на государственной казне, которая в итоге лишается значительных средств.

Журналист Элмурод Эрматов,
оператор Ахрорбек Ёкубжонов
перевод Вадим Султанов

Новости по теме