Общество | 23:09 / 23.12.2019
5692
13 минут чтения

Негосударственная безопасность или как делать «бизнес» в сельской местности

Ранее на сайте Kun.uz в статье под названием «Разве люди – это «дойные коровы» различных проверяющих? Три события в Ургуте» мы писали о том, как различные предприятия и организации Ургутского района, которые должны были добровольно предоставлять свои услуги, принуждали к этому людей и собирали таким образом, деньги.

В ходе журналистского расследования, проведенного нами в Ургутском районе, мы столкнулись еще с одним похожим фактом, который можно отнести к разряду «из ряда вон выходящих». Поэтому мы решили остановится на этом случае подробнее.

Когда мы проводили расследование по поводу принудительных сборов денег сотрудниками ООО «Электр тармоклари ва монтаж», с жителей сельского схода граждан «Куйигузар» Ургутского района, один из представителей ССГ сказав: «кстати, 3-4 дня назад приходили и эти люди», - протянул листок бумаги.

Мы были удивлены, увидев этот документ. В шапке красовалась надпись: МЧЖ «Давлат ёнгин хавфсизлиги» (ООО "Государственная пожарная безопасность"). Когда говорят: «Государственная пожарная безопасность» или «Пожарная безопасность», первое, что приходит на ум, - это региональные отделения государственной службы пожарной безопасности, которые ранее относились к МВД, а теперь переданы министерству по чрезвычайным ситуациям.

Сразу подумалось: кто же и как зарегистрировал общество с ограниченной ответственностью с таким названием?

Заглянув в бумагу, мы увидели, что ООО было зарегистрировано 21 декабря 2018 года центром государственных услуг Узбекистанского района Ферганской области.

Мы направились в Ургутский районный отдел службы пожарной безопасности, чтобы узнать, знает ли об этом предприятии руководство службы.

Однако, руководство районного отдела службы пожарной безопасности заявило, что не имеет права вмешиваться в деятельность подобных частных структур.

 «Вчера к нам пришел один из старожилов махалли, которой оказывает услуги данная организация и протянул нам договор со словами: «У меня сгорел сарай, когда вы мне заплатите?». Мы объяснили ему, что он заключал договор не с нашей организацией», - рассказал он.  

Мы направились по адресу, указанному в договоре - сельский сход граждан «Гиждуван». Увидев нескольких соседей, мы спросили, как представились сотрудники ООО сельчанам. По словам местных жителей, один из сотрудников был в камуфляжной форме, похожей на полевую форму, которую носят сотрудники органов внутренних дел, остальные также были в спецодежде. Жители рассказали, что сотрудники обходили дома жителей, предлагая им оформить страховку от стихийных бедствий и пожаров стоимостью в 48 000 сумов.

Кроме того, сотрудники в случае отказа платить угрожали говоря: «Если вы не заплатите сейчас, то мы задокументируем ваш отказ, и тогда вы заплатите несколько миллионов штрафа.

В ходе расследования выяснилось, что эти представители «государственной» организации зашли практически в каждый дом и вынудили оплатить свои услуги.

«Мы не знали, что это сотрудники частной организации. Спустя пару дней после того, как я заключил договор, у меня загорелся сарай. Я благодарен сотрудникам пожарной службы, которые оперативно приехали и потушили огонь. Иначе пламя могло перекинуться на жилое помещение. Затем я пошел к начальнику Ургутского районного отдела службы пожарной безопасности и, показав ему документ спросил: «когда вы будете возмещать мой ущерб?». Начальник был очень удивлен. Затем выяснилось, что сотрудники, вынуждавшие нас оплатить страховой полис, вовсе не из государственной службы пожарной безопасности, а частники, - говорит Шарофиддин-бобо Амиров.

Действительно, кто и почему зарегистрировал частное предприятие с названием, похожим на государственное? Мы провели небольшое расследование, чтобы внести ясность.

В документе, представленном предприятием, говорится, что оно зарегистрировано Узбекистанским районным Центром госуслуг (ЦГУ) Ферганской области.

Известно, что предпринимателям запрещено называть свои предприятия именами схожими с названиями государственных учреждений. Поэтому, сначала мы связались с пресс-службой комитета статистики.

По словам руководителя информационной службы комитета У.Абдурасулова, комитет статистики контролировал эти вопросы до 1 апреля 2017 года, а затем данные полномочия были переданы Центру государственных услуг в соответствии с постановлением Кабинета Министров № 66 от 9 февраля 2017 года.

Мы направились в Узбекистанский районный центр государственных услуг Ферганской области.

По словам начальника районного ЦГУ Б.Собиржонова, предприятие ООО «Государственная пожарная безопасность» было зарегистрировано 21 декабря 2018 года в ЦГУ под реестровым номером 658127. Неделю спустя, 27 декабря 2018 года, Центр получил требование Ферганского регионального управления Агентства государственной службы при Министерстве юстиции о неукоснительном соблюдении «Закона о фирменных наименованиях» от 18 сентября 2006 года. 28 декабря ЦГУ Узбекистанского района направил руководству ООО письмо с просьбой изменить название, в связи с его схожестью с государственным органом, но руководство компании проигнорировало это письмо.

Как оказалось, ЦГУ Узбекистанского района неоднократно выносил устные предупреждения руководству ООО «Давлат ёнгин хавфсизлиги», но все обращения были проигнорированы. Общество до сих пор не переименовано.

Мы побывали на приеме у заместителя хокима Ургутского района У.Уракова, чтобы определить степень законности деятельности вышеуказанного предприятия в Ургутском районе.

Замхокима рассказал о том, что в декабре 2018 года в Ургуте один за другим произошли два пожара, в результате которых погибло семь человек. В то время нескольким частным предприятиям было разрешено проводить осмотры электроприборов, газовых плит и дымоходов в домах жителей района. «Однако, когда мы давали разрешение, каждому из предприятий мы поставили условие разъяснять и предоставлять людям услуги исключительно добровольно», - отметил чиновник.

Он добавил, что большинство предприятий в настоящее время работают в районе на основании разрешений, выданных в прошлом году и, понимая, что срок их разрешения истекает, они пытаются заработать до конца года как можно больше денег.

Ознакомившись с договорами ООО «Давлат ёнгин хавфсизлиги», замхокима был удивлен, увидев, что они подписали контракты с жителями Ургутского района до сентября 2020 года, при том, что срок разрешения на деятельность предприятия истекает уже в нынешнем декабре.

Сотрудники данного ООО работали в Ургутском районе по направлению «Стихийные бедствия» с 19 сентября 2019 года по 19 сентября 2020 года, разделив год на четыре квартала, они заключили договора с четырьмя жителями махалли «Гиждувон», которые оплатили организации по 12 тысяч сумов, в общей сложности 48 тысяч сумов.

Наконец, мы позвонили по номеру предприятия, указанному в договоре, для дальнейшего разъяснения ситуации. Заместитель руководителя ООО «Давлат ёнгин хавфсизлиги» ответил на наши вопросы.

По его утверждению, данное предприятие работает в Ургутском районе с лета. Главная цель предприятия – не принудительный сбор денег, а помощь населению. В разговоре он рассказал о сложностях, с которыми столкнулась компания на пути своего становления. 

На наши вопросы о том, почему название ООО схоже с государственной организацией, он резонно ответил: «когда мы выбирали название, мы не знали о законе и о том, что это запрещено. Мы выбрали название, ЦГУ зарегистрировал его, разве это наша вина?»

Мы также спросили о том, почему в ООО оставили без внимания запрос ЦГУ от 28 декабря 2018 года об изменении названия предприятия. Замдиректора ответил, что никакого запроса не получал, правда, признал, что был устный запрос, но сослался на нехватку времени на это. 

На вопрос, почему сотрудники предприятия принуждают население МСГ «Гиждуван» Ургутского района оплачивать страховку, он ответил, что доверяет своим сотрудникам и уверен, что они не будут никого заставлять. Он допустил, что один или два сотрудника могли ошибиться при исполнении своих обязанностей, но это не означает, что они делают такие ошибки повсюду. Тем не менее, он добавил, что в ближайшее время будет проведено расследование, и если будут обнаружены ошибки в деятельности сотрудников, то трудовой договор с ними будет обязательно расторгнут.

Кроме того, он отметил, что сотрудники общества, несмотря на название ООО, пока ведут работу по направлению «Стихийные бедствия».

Одно здесь не вяжется: 70-летний старик, 5-6 его односельчан, утверждают, что, подписывали договор с фирмой о помощи при пожарах и стихийных бедствиях. 

В руководстве ООО «Давлат ёнгин хавфсизлиги» говорят, что пока они занимаются подписанием договоров об оказании помощи при стихийных бедствиях. В договоре тоже идет речь о «стихийных бедствиях», и в нем говорится, что предприятие выплатит компенсацию в размере до 4 МРЗП в случае потерь при стихийном бедствии.

Стало известно и то, что данная организация ежемесячно распространяет договора в 4-5 махаллях района, и что никто из жителей пока на них не жаловался.

Но один вопрос все же остается открытым: неужели, если к вам в махаллю придут люди и предложат вам какую-либо услугу, то народ сразу согласится со словами «давайте подпишем договор, вот вам 48 тысяч»? К тому же, несмотря на горную местность работа в Ургутском районе организована правильно, поэтому стихийных бедствий здесь практически не бывает. А раз так, не кажется ли странным добровольная выплата людьми 48 тысяч сумов?

Стоит отметить еще один момент. К сожалению, большинство жителей сельской местности практически не имеют юридической грамотности. Если к ним постучится человек и скажет: «Я из такой-то организации вы должны оплатить за то-то», у него не спросят документа и даже не поинтересуются тем, на каком основании нужно принудительно платить деньги?

Мы задали этот вопрос жителям ССГ «Гиждуван». И получили следующий ответ: «Мы думали, что они сотрудники пожарной службы, к тому же, через каждое слово они упоминали указы президента и постановления правительства. Мы думали, что вышел новый указ, да и форменная одежда сбивала с толку".

В завершении мы хотим обратиться к нашим гражданам: обязательно поинтересуйтесь тем, кто стучится в вашу дверь, попросите показать удостоверение с названием компании, не поленитесь записать эти данные. Если вас принуждают к чему-либо, узнайте, на каком основании. В конце концов, сегодня все уполномоченные органы имеют телефоны доверия и горячие линии, позвоните им. Не позволяйте обманывать себя!

Шухрат Шокиржонов,
специальный корреспондент Kun.uz
Гайрат Йулдош, блогер,

перевод Вадим Султанов.

Новости по теме