Общество | 12:45 / 18.01.2020
8372
23 минут чтения
Реклама

«Первый предпринимательский» – в Ташкенте планируют открыть вуз для подготовки будущих бизнесменов

В данной статье представлен ряд интервью о будущем образования в Узбекистане, Концепции развития системы высшего образования до 2030 года, готовности выпускников к реальной работе в компаниях и о том, почему инициативная группа из ведущих предпринимателей и экспертов в области высшего образования решила открыть в Ташкенте частный вуз – TEAM University.

Материал включает в себя ряд мнений как экспертов в академической среде, так и представителей бизнес-сообщества. Как людей, являющихся частью проекта TEAM University, так и людей, которые неравнодушны к судьбе образования в Узбекистане и как работодатели заинтересованы в повышении компетенций специалистов. Интервью представлены в кратком формате, их полные версии опубликованы на соц.страницах проекта TEAM University:

Алан Франц, председатель Совета попечителей TEAM University. Эксперт в области высшего образования, в недавнем прошлом – первый проректор Westminster International University in Tashkent.

– Каковы основные вызовы в системе высшего образования Узбекистана?

– Высшее образование в Узбекистане последние 25 лет сталкивается с потребностью адаптироваться и развиться в контексте децентрализации и глобализации. Основной сдерживающий фактор заключался в высокоцентрализованном характере системы, когда контроль осуществляется ответственными министерствами. Это ограничивало разработку диверсифицированных учебных программ, появление новых методов обучения, проникновение современных технологий в образование. Появление международных университетов, таких как Вестминстер, Инха и др. дало возможность увидеть, как развитие новых процессов в высшем образовании может принести пользу развитию страны в целом. Принятая концепция предполагает фокус на внедрение программ обучения критическому мышлению, независимому обучению, использованию виртуальных систем и т.д. С моей точки зрения, основной вызов, стоящий сегодня перед министерством и другими вовлеченными ведомствами – это необходимость привести в соответствие темпов фактического внедрения изменений с изложенными в документах. Необходимы качественные изменения с точки зрения большей автономности не только для государственных ВУЗов, но и для новых игроков. Важна либерализация мышления руководства университетов, способность разрабатывать собственные учебные программы и курсы с учетом их последующей реализации – тренд, который мы видим во всем мире. Я уверен, что сокращение централизованного регулирования со стороны министерства позволит обеспечить лучшее и более качественное образование – ведь независимость и возможность повлиять на собственное будущее также принесут и ответственность.

Эта ответственность заставит изменить стиль управления в университетах. За счет прозрачности процессов все заинтересованные стороны – студенты, родители, работодатели – смогут не только почувствовать уверенность в качестве обучения, но и непосредственно принимать участие в его обеспечении и повышении.

– В рамках концепции утвержден целевой показатель по увеличению охвата выпускников высшим образованием с текущих 20% до 50% и увеличение числа негосударственных вузов до 35. Как проходили этот этап другие страны, как складывались отношения регулятора и вузов?

– В концепции развития системы высшего образования одним из ключевых целевых показателей определено увеличение уровня доступности с 20% (хотя на самом деле эта цифра гораздо ниже) до 50% к 2030 году. В этой связи серьезную обеспокоенность вызывает тот факт, что при увеличении количества ВУЗов, очевидно, возрастают и расходы на поддержание всей системы. Таким образом, критическим вопросом становится не только повышение уровня охвата, но и характер финансирования и того, кто за это платит. 

Во многих развитых странах этот вопрос решается за счет коммерциализации взаимоотношений со студентами, предоставления им займов и финансирования других форм. Хотя это не всегда лучший путь – например, в США при высокой развитости системы финансирования, все больше возникают вопросы об обеспечении возвратности «инвестиций» – трансформации полученного образования в реальные доходы после трудоустройства выпускников. В Великобритании также, при относительной распространенности инструментов кредитования обучения все более актуальным становится вопрос ценности образования при трудоустройстве.

Таким образом эффект от повышения стоимости обучения удваивается – с одной стороны, университеты привлекают больше средств для развития, с другой, повышается прозрачность и растет качество обучения – студенты за свои деньги предъявляют более жесткие требования.

Повторюсь, как ни парадоксально, но повышение стоимости обучения приводит к улучшению не только устойчивости ВУЗа, но и к повышению качества. Таким образом, качество обучения регулируется студентами самостоятельно при помощи рыночных механизмов. Это приводит к переориентации с регуляторного характера функционирования министерств к сосредоточению внимания на улучшении «клиентского опыта» через внедрение инструментов оценки не только студентов, но и преподавания с внедрением развитых систем ранжирования университетов. В итоге это выгодно всем.

Зафар Хашимов, член Совета попечителей TEAM University. Основатель Korzinka.uz, Эрудит. Почетный профессор, читает лекции в ТГЭУ и Вестминстерском университете.

– От университетов бизнесу нужны специалисты, нужны люди, которые обладают как определёнными навыками и знаниями в конкретной специфичной области, так и «софт скиллс». Это значит, что выпускнику необходимо быть креативным, уметь работать в команде, быстро обучаться. Те индустриально специфичные знания, которым мы учим сегодня, очень быстро могут стать неактуальными. Мир меняется, поэтому специалистам и сотрудникам компаний нужно уметь учиться, быть открытыми к новому, обладать эмпатией, быть адаптивными, иметь хорошую реакцию. «Софт скиллс» обеспечивают «хард скиллсам» возможность эволюционировать вместе с жизнью, которая меняется. Если раньше инженеру хватало каких-то знаний на всю карьеру и он знал, чем будет заниматься следующие 30 лет, сейчас за ближайшие 10 лет 50% специальностей могут исчезнуть. Возможно кого-то заменит искусственный интеллект, появятся профессии будущего, о которых мы еще не знаем.

Я не эксперт по учебным программам. Но хочу сказать, что учебные заведения должны быть гораздо ближе к реальной отрасли, которой они обучают. То есть медицинские университеты должны быть частью больших клиник, где каждый день проходит практика, бизнес университеты должны быть близки к индустрии, которой обучают. А сегодня, например, студенты, которые учили финансы или менеджмент (а мы реально в них нуждаемся), обучаются по учебникам, которые не подходят современным потребностям. И такие кадры приходится переучивать заново. Хорошо, что они учили какие-то базовые вещи, но часто это не стоит 4 лет жизни и стольких денег.

Алишер Хасанов, ректор TEAM University. Эксперт в области высшего образования, до этого работал в международной консалтинговой компании KPMG, а ранее занимал пост проректора в Westminster International University in Tashkent.

- Зачем нужны университеты сегодня и в чем вызовы, стоящие перед высшим образованием в Узбекистане?

- Весь мир движется по направлению к экономике знаний, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Университеты в экономике знаний являются флагманами и средой, где происходит слияние науки и практики, откуда инновации и технологии выходят в массовое производство. Вызов в том, что скорость производимых изменений настолько быстра, что некоторые области знаний устаревают в течении 3-7 лет, и индустрия не готова ждать, когда образовательный учреждения смогут трансформироваться. И здесь университетам предстоит доказать свою актуальность в сфере образования. Они должны не просто успевать реагировать, но уметь предсказать, какими навыками должны обладать выпускники через 3-5 лет. Для Узбекистана эта задача вдвойне сложнее. Вместе с перечисленными выше вызовами, сектор высшего образования должен пройти путь трансформации всей среды, с многократным увеличением охвата высшим образованием и перехода от элитного к массовому высшему образованию. Большинство вузов должны перейти от централизованного управления к более независимому самостоятельному управлению, начиная с самостоятельной разработки курсов и учебных программ, определению количества набираемых студентов и заканчивая самостоятельным финансово-экономическим управлением жизнедеятельности вуза.  

– Что такое «предпринимательский вуз»? Звучит как «коммерческий». Чему там будут учить и можно ли вообще научить быть предпринимателем?

– Концепция предпринимательского вуза не нова сама по себе и активно используется в университетской среде развитых стран еще с конца прошлого столетия.  Предпринимательский университет - это естественный инкубатор, он пытается обеспечить благоприятную среду, в которой университетское сообщество может исследовать, оценивать и использовать идеи, которые могут быть преобразованы в социально-экономические предпринимательские инициативы. Предпринимательские университеты участвуют в партнерских отношениях, сетях и других отношениях, чтобы создать зонтик для взаимодействия, сотрудничества и кооперирования.

Отсюда и наши цели - растить выпускников с системным, предпринимательским мышлением. Мы нацелены на подготовку конкурентоспособных и технологически продвинутых выпускников, в дальнейшем способных создавать стартапы и выводить отечественную продукцию и услуги на внешние рынки. Учебная программа нашего университета будет основана, с одной стороны на развитии «мягких» навыков (предпринимательское мышление, лидерство, креатив, анализ информации), с другой будет обеспечивать основательные фундаментальные знания и закрепление их на практике.

При поддержке зарубежных вузов-партнеров мы будем внедрять наиболее актуальные подходы и методики, такие как project-based learning, когда обучение происходит в процессе реализации конкретного проекта, игровые симуляции, при помощи которых можно смоделировать работу реальной компании, а также изучение кейсов. Мы планируем привлечь лучших местных, а также зарубежных преподавателей и практиков, привнося в учебные программы последние вызовы и решения индустрий.

Параллельно с открытием университета в г. Ташкенте, будет открыт филиал TEAM University в городе Термезе. Это будет первый иностранный филиал высшего образовательного заведения в Сурхандарьинской области. Мы планируем на начальном этапе запустить зеркальные программы идентичные с теми, что будут проводится в Ташкенте, однако с развитием потенциала, филиал будет больше ориентироваться на местные научные и социально-экономические потребности региона.

Университет TEAM это синергия воплощения идей академических представителей и предпринимателей, которые в конечном счете являются работодателями студентов выпускников. Бизнес сообщество Узбекистана таким образом вносит свой вклад в развитие высшего образования нашей страны. Во главе стоят лидеры компаний, которые знают, как будет выглядеть завтрашняя бизнес среда в регионе, и какие кадры нужны для того чтобы уметь работать и управлять бизнес процессами, кому можно будет доверить разработку бизнес идей и их воплощение.

– На каком этапе вы сейчас находитесь? Когда ждать открытия TEAM University?

– Проект постановления о создании TEAM University прошел публичные обсуждения, надеемся, что в ближайшее время он будет подписан. За последние полгода были организованы масштабные исследования, провели встречи с ректорами местных и известных зарубежных ВУЗов, с многими зарубежными экспертами, среди которых Андрей Волков - первый ректор бизнес-школы «Сколково», заместитель председателя Совета 5-100 по повышению конкурентоспособности ВУЗов РФ; Фредерик Старр - профессор, директор «Института Центральной Азии и Кавказа», экс-ректор института Оберлин, США; Елена Бондаренко - директор предпринимательских программ бизнес-школы «Сколково» и многие другие. В рамках фасилитационной сессии по данному проекту В Узбекистан приезжал Др. Рэндалл Роудс - первый проректор Американского университета в Армении. Также в рамках заключения стратегического партнерства за прошедший год были проведены встречи с десятком представителей британских вузов. В настоящее время ведутся заключительные переговоры о стратегическом партнерстве и открытия британской учебной программы в стенах TEAM University в Ташкенте и Термезе.

Мы планируем осуществить первый прием студентов на программы бакалавриата уже до конца лета 2020 года.

Хусан Мамасаидов, член Совета попечителей TEAM University. Соучредитель группы компаний Office Market, Deli, MFaktor.

– В первую очередь нужно говорить о низком охвате высшим образованием. На рынке большая потребность, но предложение не удовлетворяет спрос. Из миллиона поступили только 100 тысяч, а 900 тысяч ребят которые были выпускниками школ, лицеев, колледжей, они не смогли поступить в ВУЗы по причине недостаточности предложений. Это плохо не только для тех, кто не смог поступить, но и для экономики в целом.

С другой стороны, необходимо повышать и качество образования, кардинально бороться с коррупцией. Также порой делается слишком большой акцент на посещаемость или на форму (когда проверяют внешний вид вплоть до носков) вместо реальной оценки качества знаний. Вузы недостаточно общаются с бизнесом с теми, кто будет нанимать потом их выпускников. Только в последние годы местные ВУЗы и ректоры начали более активно взаимодействовать с бизнес-сообществом и это очень хороший тренд. Было бы здорово, если бы мы переняли практику зарубежных вузов, где предпринимателей на постоянной основе приглашают к участию в учебном процессе, приглашают проводить мастер классы, дискуссии.

Поэтому я очень рад тому, что открываются новые частные вузы, что открывается TEAM University, это имеет очень большое социальное значение. И замечательно, что это инициатива именно бизнес-сообщества – людей, которые на практике знают, каких компетенций не хватает продавцам, каких менеджерам, а каких инженерам. Потому что бизнесу не нужен диплом, ему нужны знания.

Музаффар Касымов, член Совета попечителей TEAM University, сооснователь группы компаний HUMO Partners, член ОС при Министерстве народного образования РУз.

– На данный момент уже открыты несколько частных вузов, а исходя из Концепции 2030, их в ближайшем будущем может стать гораздо больше. В чем будут заключаться преимущества TEAM University?

– Наша репутация в бизнес-сообществе как инициаторов проекта позволит активно вовлечь ведущих отечественных и зарубежных предпринимателей как в образовательный процесс, так и в специальные программы стажировок и трудоустройства выпускников. Для TEAM University первостепенную роль играет фактическая связь науки и бизнес среды, поэтому большинство исследований вуза будут направлены на решение конкретных бизнес задач предпринимателей внутреннего и внешних рынков. В наших планах обязательное открытие Центра прикладных исследований. Там студентам будут предоставлены возможности на практике применить полученные знания, презентовать свои исследования ведущим предпринимателям страны. Последние в свою очередь будут делиться своими «болями» с вузом для того, чтобы студенты через свои исследования могли им предложить решения. Такое взаимодействие приведёт к тому, что студенты ещё до начала практики будут погружены в бизнес процессы реальных предприятий, получая столь необходимый в будущем опыт. 

– Вы не боитесь того, что TEAM University станет «предпринимательским» в контексте зарабатывания денег в ущерб качеству образования?

– Конечно нет. Мы преследуем долгосрочные цели и собираемся выстроить сильный и позитивный бренд образовательного учреждения, с которым будут ассоциироваться предпринимательство, инновации и технологии в различных индустриях. На начальном этапе проекта было проведено масштабное исследование рынка, включающее в себя соцопросы, глубинные интервью и фокус-группы. Среди опрашиваемых были эксперты в области высшего образования, абитуриенты, студенты и родители. Исследование помогло нам четко определить востребованные направления образования, требования студентов и родителей к учебной программе, преподавателям, зданию будущего вуза и т.д.

Мы отдаем себе отчёт, что любая неудача будет дискредитировать всю зарождающуюся систему негосударственного высшего образования в Узбекистане. Поэтому очень много внимания с самого начала уделяется обеспечению качества на каждом этапе. После запуска университета TEAM к оценке качества обучения будет привлечена независимая компания и университет-партнер. Стратегическое управление университетом будет осуществляться попечительским советом, в состав которого войдут люди с сильнейшей экспертизой в области образования. Нашей главной миссией мы ставим, развитие человеческого капитала и передача накопленного местного и международного опыта.

Нигора Акилова, специалист по коммуникациям, менеджер по маркетингу «ArzonApteka».

– Если говорить о самом наболевшем, о низком охвате, то я всегда думаю о тех, кто не смог поступить из-за ограниченных квот. Мало у кого из них есть жизненные ориентиры, что в итоге приводит к тому, что некоторые из них идут в семейный бизнес, либо на низкооплачиваемую работу, которая не требует квалификаций. И в дальнейшем у этих людей быстро пропадает мотивация, так как им приходится работать кем придётся, а не тем, кем хочется. Это не только риски, связанные с привлечением во всякие экстремистские направления, но очень большой неиспользованный потенциал для всей страны. Поэтому в части повышения охвата, появление новых вузов это большой плюс.

Я также считаю, что должны открываться больше профильных вузов, чтобы конкуренция шла не между самими вузами, а между отраслями образования.  

Отдельно хочется сказать об образовании девушек. Для них очень часто образование - это нацеленность на диплом, а не на профессию, это своеобразная «подушку безопасности» на будущее, так как мало ли как сложится семейная жизнь. Приоритетом для девушек все еще очень часто остаётся семейная жизнь, а не карьера. И это приводит к очень нездоровой тенденции, к тому, чтобы получить корочку вместо знаний. Я не имею в виду всех девушек, но все же ситуация с высшим образованием у девушек хуже, чем ситуация с образованием по стране в целом.

Хасан Мамасаидов, член Совета попечителей TEAM University. Соучредитель группы компаний Office Market, Dekos, MFaktor.

– Я бы не сказал, что какие-то серьёзные заметные действия были уже выполнены в системе высшего образование. Да, появление Амити, Вебстера, Йоджо и других университетов – это хороший признак изменений, которых не было за последние 10 лет. Но хотелось бы, чтобы тенденция открытия частных университетов была такой же по масштабам, как, например, открытие частных школ и детских садов.  Открытие новых университетов имеет положительное влияние не только в семейный бизнес, но на всю предпринимательскую сферу в целом.

В идеале субъекты частного сектора должны гонятся за выпускниками престижных вузов, а не наоборот. Чтобы по итогам принятия их на работу, я бы мог им спокойно доверять проекты и команды, зная, что этот новый сотрудник привнесёт что-то новое, и что он меня не подведёт.

Акмал Пайзиев,  основатель и СЕО Newmax Technologies (MyTaxi, Express24, Workly, Maxtrack).

– В учебные программы нужно добавить больше практики, добавить маркетинговые эксперименты, изучение «нового» маркетинга. То, что изучают студенты сейчас - уже завтра становится неактуальным. Поэтому нужно преподавать предметы, которые будут актуальными в ближайшем будущем. Необходимо, чтобы студенты проводили маркетинговые исследования для реального бизнеса и умели работать с цифрами. Для этого, в первую очередь, необходимо, чтобы бизнес и университеты стали ближе друг другу. Университеты должны четко понимать для кого они готовят кадров, а бизнесы, в свою очередь, должны понимать откуда к ним будут приходить работать новые кадры.

Из необходимых качеств выпускника я бы отметил следующие:

  • аналитический склад ума;
  • опыт общения и кооперации с бизнесом;
  • умение быстро обучатся;
  • навыки работы в команде;
  • гибкость;
  • умение аргументированно высказывать свое мнение.

Автор: Мухаммад Али Илхомов

На правах рекламы

Новости по теме