21:26 / 04.02.2020
1
19141

Будет ли прием в колледжи в новом учебном году? Комментарий представителя министерства

В 2019-2020 учебном году процесс поступления в колледжи был приостановлен. Это вызвало беспокойство среди преподавателей колледжей. Что теперь будет? Колледжи закроют? Сообщалось, что система 9+3 (9-летняя средняя школа и 3-летний колледж), которая была расхвалена в свое время - не оправдала себя. Как успешно преодолеть кризис в образовании? Есть ли выход? По этим вопросам корреспонденту Kun.uz дал разъяснения начальник Управления Министерства высшего и среднего специального образования Азиз Мелибоев.

 «Прием в колледжи временно приостановлен. Причина...»

Поступают сообщения по поводу того, что в 2019-2020 годах в некоторые колледжи, в частности, в медицинские, не будет приема. Были мнения о том, что прием в медицинские колледжи будет продолжаться, даже если другие колледжи будут закрыты. Поэтому такая ситуация вызвала непонимание. Прием не был полностью остановлен, это временная мера. Бывшие средние профессиональные учебные заведения не смогли в полной мере удовлетворить требования, предъявляемые государством, экономикой, обществом и родителями в процессе подготовки кадров среднего профессионального образования. Поэтому в 2019-2020 учебном году прием в профессиональные колледжи объявлен не был. Целью поставлен переход на новую систему профессионального образования и срок подготовки к нему определен как один год.

Определенный срок потребовался для выполнения задач, поставленных в указе президента, включая обновление учебников, оптимизацию образовательной программы на ближайшие 3 года и другую организационную работу. С наступающего учебного года, после изучения требований и потребностей работодателей, будут выделяться квоты на поступление. Как всегда, с июня этого года начнется прием документов.

«В колледжах будут готовить кадры на базе профессионального образования»

Среди многих возникла паника: после установления 11-летней системы среднего образования отпала необходимость в профессиональных колледжах. Это неправильный взгляд. Всегда при переходе от одного этапа к другому, у общества возникают претензии. Это естественно. Также был приостановлен процесс поступления в некоторые колледжи в 2019-2020 учебном году. Возросло недовольство среди учителей, родителей, учащихся. Один и тот же вопрос у всех: почему колледжи не принимали студентов в прошлом учебном году? Планируется ли поэтапное закрытие колледжей? На самом деле это не так.

В течение 2 лет проводились фундаментальные исследования по совершенствованию деятельности колледжей. Наряду с недостатками предыдущей системы были тщательно изучены и передовой зарубежный опыт. К этой работе было привлечено более 50 влиятельных международных экспертов, у которых были получены необходимые заключения. Поэтому были разработаны проекты по моделированию будущих колледжей, которые радикально обновляются, послужат развитию экономики, исходя из потребности на рынке труда и подготовят целевые кадры на основе заказа работодателя.

6 сентября 2019 года был издан Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования». Согласно документу, профессиональное образование должно осуществляться в 3 этапа (профессионально-технические образовательные школы, колледжи, техникумы), в том числе обучение в колледжах осуществляется на основе государственного заказа или оплаты-контракта. В 147 колледжах по республике будут обучаться студенты, имеющие хотя бы общее среднее образование исходя из сложности профессий и специальностей по очной, вечерней и заочной формам обучения сроком до 2 лет. Было определено, что будет полностью отменен прежний 3-х летний стандарт образования.

«Система профессионального образования будет трехступенчатой»

Первая категория - профессиональные учебные заведения, направленные на социальную поддержку выпускников 9 классов и обеспечение профессионального образования молодежи, в которых выпускники 9 классов, нуждающиеся в социальной защите, обучаются на основе 2-летних образовательных программ. Потому, что эту категорию учащихся необходимо обучать профессии, чтобы облегчить их выход на рынок труда в качестве квалифицированного специалиста. Молодежь обучают знаниям и технологиям в таких областях, как семейный бизнес, фермерское дело, строительство, сфера услуг, животноводство, птицеводство, пчеловодство, кролиководство, рыбоводство. Со дня поступления на учебу молодой человек должен начать свое дело и к моменту окончания учебы иметь стабильную предпринимательскую деятельность, место работы и доход.

Вторая категория - колледжи, находящиеся в распоряжении министерств, ведомств и организаций, направленные на привлечение иностранных инвестиций, заполнение новых рабочих мест квалифицированными специалистами, созданные на базе стратегически важных проектов. При этом обучение персонала на основе гибких программ обучения для рынка труда в соответствии с уровнем сложности профессий и специальностей Установленная продолжительность обучения 2 года.

Каждое крупное предприятие, кластер, министерство и ведомство, изучив рынок труда в своем направлении, предъявляет квалификационные требования к специалистам среднего звена, исходя из потребности в рабочих местах, рабочих местах, которые есть и будут созданы в будущем, формируют портфель заказов. Это значит, что каждая отрасль заранее готовит заказ на определенную должность, персонал, который ей требуется. Тогда и рабочее место выпускника будет гарантировано. Студенты з дня в неделю получают теоретические знания в колледже, а другие 3 дня проводят на практике на самом предприятии, под руководством прикрепленного мастера, непосредственно по месту будущей работы. Эта система, известная как «дуал», доказала свою эффективность в Германии.

Третья категория - это организация техникумов, действующих на базе профессиональных колледжей в системе министерств, ведомств, организаций, интегрированных с системой высшего образования. Здесь на практике внедряются учебные программы сроком не менее 2 лет в формах очного, вечернего и заочного обучения по подготовке малых бакалавров (ассоциатов), интегрированных с направлениями бакалавриата высшего образования.

В эту систему вошли юридические колледжи при Министерстве юстиции. После 2-х лет обучения студенты получат возможность продолжить обучение в высшем учебном заведении.

«Теперь у выпускника колледжа будет определенное место работы»

У нас будет своя «Национальная квалификационная система». В чем её суть? Чтобы было понятнее, сравню с предыдущим: в 3-х летних колледжах преподавался определенный уровень профессиональных знаний. Практика и теория в какой-то степени интегрированы, но был заметен ряд недостатков. Один пример: не изучалось, какие кадры нужны работодателю. В результате в некоторых отраслях переизбыток кадров, а в некоторых – их дефицит. Равновесие нарушается. Поэтому при переходе на новую систему целью была поставлена взаимосвязь работодателя и образовательного учреждения. При подготовке кадров учитываются требования рынка труда. В результате каждый выпускник колледжа будет иметь определенное место работы.

«Преподаватели колледжей не останутся без работы»

К определенным потерям привело, когда прием в профессиональные колледжи был приостановлен на один год. Естественно, часы занятий учителя были сокращены. Действительно, такая ситуация вызывает опасения по поводу потери ими рабочих мест. Однако, хотим мы этого или нет, но мы должны были пройти через этот период. Мы не могли работать по-старому. Квалификация педагогов также важна после перехода к системе профессионального образования.

Сначала мы хотели сразу ввести новую систему. Но, как уже было сказано выше, решено было готовиться в течение года, так как были вопросы, требующие решения. При этом, важнейшим фактором должна служить квалификация учителей. Мы обучаем их тому, что такое национальная квалификационная система, профессиональный стандарт. Кроме того, изучаются международные требования к подготовке кадров, разработанные ЮНЕСКО. Как видно, нам потребуется год из-за широты охвата данного процесса.

Требование и цель одна: теперь молодые люди, которые учились в колледже, обязаны иметь необходимые знания, навыки в своей профессии, определенное место работы. Сначала будет определяться место работы, работодатель представит свои квалификационные требования, научную базу профессии, технологию обучения, после чего специалист будет подготовлен», - сказал Азиз Мелибоев.

Беседовала Мухаббат Мамирова

перевод Вадим Султанов

Пройдите авторизацию чтобы Вы могли оставить комментарий
Top