6 марта в Кабинете Министров Узбекистана состоялось заседание, посвященное обсуждению вопроса о внесении в палаты Олий Мажлиса заключения и предложений по итогам аналитической и комплексной оценки сотрудничества с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
В ходе мероприятия стало известно, что по результатам изучений было одобрено предложение о сотрудничестве с ЕАЭС в качестве государства-наблюдателя.
Теперь этот вопрос будет рассмотрен парламентом Узбекистана. Возникает естественный вопрос. Что конкретно получит Узбекистан от пребывания в статусе наблюдателя?
Данный вопрос регулируется положением «О статусе государства – наблюдателя при Евразийском экономическом союзе», который был утвержден 14 мая 2018 года решением Высшего Евразийского экономического совета (Высший совет).
Согласно документу, государство, заинтересованное в сотрудничестве с ЕАЭС, направляет по дипломатическим каналам на имя председателя Высшего совета письменное обращение с просьбой о предоставлении ему статуса наблюдателя при ЕАЭС.
Члены ЕАЭС в течение 30 дней с даты получения информации, предоставляют в комиссию информацию о своей позиции. Решение о предоставлении статуса принимается Высшим советом.
Комиссия по результатам рассмотрения Высшим советом вопроса о предоставлении статуса наблюдателя в течение 5 дней с даты вступления с силу соответствующего решения информирует по дипломатическим каналам в письменной форме обратившееся государство о принятом решении.
Если Узбекистан получит статус наблюдателя, то правительство направит в комиссию представителя, уполномоченного на регулярное взаимодействие.
Представитель Узбекистана будет способствовать установлению и поддержанию регулярных контактов соответствующих органов исполнительной власти государства-наблюдателя с комиссией по вопросам развития торгово-экономического взаимодействия, технического, таможенного, санитарного и фитосанитарного регулирования и т.д.
В документе говорится, что главы государства и правительства государства-наблюдателя могут присутствовать по приглашению на заседаниях Высшего совета и Евразийского межправительственного совета в соответствии с порядками организации проведения указанных заседаний.
Кроме того, государство-наблюдатель имеет право знакомиться с копиями актов органов ЕАЭС по вопросам, предоставляющим интерес для государства-наблюдателя, за исключением документов ограниченного распространения (конфиденциальных и для служебного пользования).
При этом государство-наблюдатель обязано воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам ЕАЭС и государств-членов, объекту и целям договора.
Обратите внимание на тот факт, что Высшим советом может быть принято решение об аннулировании статуса государства-наблюдателя в следующих случаях:
- в случае совершения государством-наблюдателем действий или заявлений, направленных против интересов ЕАЭС и (или) государств-членов;
- в случае поступления заявления государства-наблюдателя об отказе от статуса государства-наблюдателя.
Напомним, что в мае 2018 года статус наблюдателя в ЕАЭС получила Молдова.